Приглашем к обсуждению проекта Положения о конкурсе учебных изданий
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас к обсуждению проекта Положения о конкурсе учебных изданий и просим высказать свои замечания и предложения по адресу kvf1937@rambler.ru (В.Ф. Короткову)
ПРОЕКТ*
* ‑ серым цветом выделены новые фрагменты относительно Положения от 2006 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНКУРСЕ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ И МОНОГРАФИЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок и условия проведения конкурса учебных изданий и монографий преподавателей и сотрудников федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И.Ленина» (ИГЭУ).
1.2. Конкурс является важным элементом системы стимулирования учебно-методической работы преподавателей ИГЭУ.
2. Цели и задачи конкурса
2.1. Конкурс проводится в целях повышения качества разрабатываемых учебно-методических и научных изданий, отвечающих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в подготовке выпускников ИГЭУ, и мотивации профессорско-преподавательского состава (ППС) к активной издательской деятельности.
2.2. Задачи проведения конкурса:
- повышение научного и методического уровня изданий;
- стимулирование ППС к созданию учебных изданий, основывающихся на использовании инновационных методов в образовательном процессе с учетом компетентностной модели образования;
- внедрение результатов научных исследований в учебный процесс.
3. Виды учебных изданий
3.1. На конкурс могут быть представлены следующие виды учебных и научных изданий: учебники; монографии; учебные пособия; учебно-методические пособия и методические указания; справочно-технические материалы, наглядные, дидактические и иные пособия; электронные издания; учебно-методические комплексы дисциплин; иные издания, определяемые Ученым советом ИГЭУ.
3.1.1. Учебник – книжное издание, содержащее систематическое изложение содержания учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее Основной образовательной программе высшего профессионального образования (ООП ВПО), организующее самостоятельную работу студентов всех форм обучения, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
3.1.2. Монография – научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы в области науки и техники, принадлежащее одному или нескольким авторам и рекомендуемое для использования в учебном процессе.
3.1.3. Учебное пособие – издание, дополняющее или частично заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие может быть выпущено на одну из частных тем учебной дисциплины. К учебным пособиям также относятся:
- сборники задач и упражнений;
- хрестоматии (учебные пособия, содержащие литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины);
- учебные справочники;
- практикумы (учебные издания, содержащие практические задания и упражнения, включая задания для проведения экспериментальных исследований в ходе выполнений лабораторных работ, способствующие усвоению учебного материала дисциплины);
- пособия по курсовому и дипломному проектированию;
- тексты лекций (учебные издания, представляющие собой изложение основного содержания курса лекций, читаемого преподавателем по данной дисциплине).
3.1.4. Учебно-методические пособия и методические указания – учебные издания, необходимые при проведении лабораторных, практических и семинарских занятий со студентами всех форм обучения, студенческих практик, а также методические рекомендации по преподаванию и изучению, в том числе заочно, дисциплины или ее раздела.
3.1.5. Справочно-технические материалы, наглядные, дидактические и иные пособия – средства, облегчающие и оптимизирующие процесс обучения.
3.1.6. Издания, реализующие новые информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе (условно – электронные издания) – совокупность информационного, методического, дидактического, программного и иного обеспечения познавательной деятельности, объединенного общей целью и функционирующего в единой образовательной информационной среде с использованием специальных способов, программных и технических средств (аудио и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети, кино и др.). К числу подобных изданий могут быть отнесены следующие авторские разработки:
- автоматизированная обучающая система (АОС) – программно-методическое средство управления познавательной деятельностью обучаемых в процессе предметного целенаправленного обучения в интерактивном режиме без непосредственного участия или с ограниченным участием преподавателя, формирующее знания, умения и навыки, осуществляющее мониторинг, анализ и оценку качества обучения и функционирующее в единой информационной среде;
- электронный учебник, автоматизированный учебный курс (АУК) – программно–методическое средство обучения в интерактивном режиме по конкретной дисциплине учебного плана, обеспечивающее предъявление учебного материала и контроль степени и качества его усвоения;
- тренажер – программно-методическое средство, обеспечивающее усвоение и закрепление знаний, умений и навыков в самостоятельном решении конкретных задач предметного обучения и оценку качества усвоения материала;
- автоматизированная лабораторная работа – программно-методическое средство, обеспечивающее формирование умений и навыков в проведении экспериментальных исследований процессов в реальных объектах или их моделях, автоматизированную обработку результатов экспериментов, самостоятельную (в интерактивном режиме) их оценку, включая подтверждение соответствующих положений теории, автоматический тестовый и функциональный контроль знаний и действий обучаемого.
3.1.7. Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) – подборка материалов и изданий, объединяющая программно-технические и учебно-методические средства, необходимые для обучения по конкретной дисциплине.
В состав УМКД входят:
- рабочая программа дисциплины (РПД);
- методические рекомендации по освоению дисциплины;
- методические рекомендации по выполнению рефератов, домашних, контрольных, курсовых работ (проектов), лабораторных работ, творческих заданий;
- методические рекомендации по организации обучения дисциплине (для преподавателей, ведущих занятия);
- методическое обеспечение дисциплины;
- методическое обеспечение контроля знаний, умений и навыков;
- экзаменационные билеты и др.;
3.1.8. Иные издания – дополнительные виды изданий, актуальные для ИГЭУ по решению Ученого совета на текущий момент времени.
4. Требования к конкурсным работам
4.1 Представленные на конкурс учебные издания должны:
- соответствовать ФГОС ВПО;
- формулировать решаемые образовательные задачи;
- способствовать формированию компетенций, определенных ООП ВПО по соответствующему направлению подготовки;
- соответствовать современному уровню развития знания;
- готовить студентов к использованию научных методов при решении задач теории и практики;
- ориентировать студентов на понимание изучаемого материала, осмысление причинно-следственных связей, выработку умения сопоставлять и сравнивать рассматриваемые процессы, явления, события, формирование способности отличать главное от второстепенного, видение теоретического и практического значения изучаемого материала;
- содержать методический аппарат, организующий самостоятельную работу студентов, развивающий их творческие способности;
- доступно и наглядно излагать учебный материал;
- иметь эстетичную форму представления материалов (для УМКД).
5. Условия участия в конкурсе
5.1. Представление изданий на конкурс осуществляется кафедрами или иными структурными подразделениями ИГЭУ.
5.2. При представлении изданий на конкурс должны быть выполнены следующие условия:
- год опубликования, указанный на титульном листе, должен отличаться от года объявления конкурса, но не более чем на два года;
- представляемое на конкурс издание должно пройти апробацию в учебном процессе минимум в течение одного учебного семестра;
- издание, не получившее в текущем конкурсе призовое место, может повторно участвовать в конкурсе следующего года, если оно отвечает условиям участия по срокам опубликования;
- на конкурс представляются издания, подготовленные штатными работниками ИГЭУ индивидуально или в соавторстве (в том числе с работниками сторонних организаций);
- представляемое на конкурс издание должно быть указано в списке основной или дополнительной литературы РПД соответствующей дисциплины и использоваться в учебном процессе;
- представляемое на конкурс издание (кроме УМКД) должно содержаться в фонде библиотеки ИГЭУ; для электронных изданий допустимо ограничиться регистрацией с представлением демоверсии с указанием электронных реквизитов и условий доступа к изданию;
- качество оформления книжных изданий должно соответствовать современным требованиям, предъявляемым к полиграфической продукции (см. например, Руководство по техническому редактированию и предпечатной подготовке рукописей, изданное в ИГЭУ);
- электронные издания должны быть «лицензионно чистыми»;
- номинация, указанная автором в заявке, не может быть изменена по инициативе кого-либо с момента регистрации заявки до окончания конкурса.
5.3. Невыполнение любого из указанных в п.5.2. условий является основанием для снятия заявленного издания с конкурса.
6. Порядок проведения конкурса
6.1. Конкурс организуется регулярно в конце учебного года (март-июнь).
6.2. В конкурсе участвуют издания, подготовленные преподавателями кафедр и сотрудниками иных структурных подразделений (центров, отделов, лабораторий и т.п.) ИГЭУ.
6.3. Для участия в конкурсе в установленные приказом ректора сроки подается заявка по установленной форме (см. Приложение).
6.4. Перечень приоритетных номинаций и условия проведения конкурса, дополняющие настоящее Положение, определяются учебно-методическим советом ИГЭУ и утверждаются приказом ректора. В приказе указывается также распределение по номинациям денежных средств, выделенных на премирование победителей конкурса.
6.5. Для проведения конкурса формируется экспертная комиссия. Состав экспертной комиссии утверждается распоряжением проректора по учебной работе. Член экспертной комиссии имеет право быть участником конкурса, но не может участвовать в экспертизе и обсуждении итогов конкурса учебных изданий в той номинации, в которой представлено его издание. Оплата работы членов экспертной комиссии осуществляется по ставкам почасовой оплаты труда, исходя из затрат трех часов на экспертизу одного издания на всех членов комиссии.
6.6. Экспертиза и оценка конкурсных работ по номинациям проводятся каждым экспертом независимо друг от друга. Результаты представляется председателю комиссии в письменном виде с личной подписью эксперта.
6.7. Обсуждение результатов конкурса проводится на итоговом заседании экспертной комиссии. На основе среднего балла по каждой работе, определяемого делением общей суммы баллов, выставленной экспертами, на число экспертов, принимается решение о победителях конкурса в каждой номинации.
6.8. Любая информация о ходе конкурса не подлежит разглашению. Итоги конкурса объявляются после официального утверждения его результатов.
7. Критерии оценки конкурсных работ
7.1 Общими (кроме УМКД) критериями оценки являются:
- наличие грифа министерства, УМО или НМС (10 баллов)*;
- подтвержденный документально уровень внешней востребованности (федеральный – до 10 баллов, региональный – до 5 баллов);
- подтвержденные документально положительные результаты апробации в учебном процессе (межвузовская – 10 баллов, внутривузовская - 5 баллов);
- степень укомплектованности библиотеки ИГЭУ заявленным изданием (до 5 баллов)*;
- степень востребованности издания через библиотеку ИГЭУ в течение учебного года (до 5 баллов)*;
- степень влияния на формирование компетенций по соответствующему направлению ООП ВПО (до 10 баллов);**
- явно выраженное соответствие инновационным методам в образовательном процессе, предусматривающем широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой (до 10 баллов);
- оригинальность методики изложения (до 5 баллов);
- наглядность представления материала (до 5 баллов);
- доступность языка изложения (до 5 баллов);
- научность (до 5 баллов);
- качество оформления, эстетичность (до 5 баллов);
- наличие элементов, обеспечивающих самостоятельную работу студентов (до 5 баллов);
- издательство (федеральное – 10 баллов, региональное – 3 балла)*;
- иные важные достоинства, одобренные комиссией (до 5 баллов).
Примечание: * - для электронных изданий не учитывается.
** ‑ критерий вводится, начиная с конкурса 2014г.
7.2. Дополнительные критерии для оценки электронных изданий:
- уровень удаленности доступа (Internet- 10 баллов, локальная сеть – 3 балла);
- наличие свидетельства о государственной регистрации (10 баллов);
- степень адаптации к индивидуальным особенностям обучаемых (до 10 баллов);
- удельный вес в обеспечении общего объема самостоятельной работы студентов по дисциплине в соответствии с учебным планом (0.8 и более – 10 баллов, 0.5 и более – 5 баллов, 0.2 и более – 3 балла, менее 0.2 – 1 балл);
- удельный вес в обеспечении общего объема аудиторных занятий по дисциплине в соответствии с учебным планом (0.8 и более – 10 баллов, 0.5 и более – 5 баллов, 0.2 и более – 3 балла, менее 0.2 – 1 балл);
- степень и эффективность использования компьютерной анимации, видео и аудиоэффектов и иных дидактических приемов (до 5 баллов).
7.3. Критерии оценки УМКД по дисциплинам учебного плана:
- полнота охвата потребности в обеспечении всех форм учебной деятельности студентов в соответствии с п.3.1.7 (до 10 баллов);
- степень новизны компонентов (изданий) комплекса (оценивается по удельному весу компонентов со сроком давности создания не более 5 лет: от 80% до 100% - 10 баллов, от 50% до 79% - 5 баллов, от 20% до 49% - 3 балла, менее 20% - 1 балл);
- наличие и удельный вес компонентов, способствующих формированию компетенций в соответствии с РПД (до 10 баллов);
- наличие и удельный вес компонентов, поддерживающих инновационные методы в образовательном процессе (до 10 баллов);
- наличие и удельный вес компонентов, обеспечивающих самостоятельную работу студентов (до 5 баллов);
- удобство и эстетичность формы (до 5 баллов).
8. Итоги конкурса
8.1. Итоги конкурса утверждаются приказом ректора ИГЭУ.
8.2. Победители конкурса награждаются дипломами и поощряются денежными премиями или ценными подарками. Величина премий устанавливается приказом ректора ИГЭУ в пределах средств, выделенных на проведение конкурса. Награждению подлежат только авторы (соавторы) изданий, являющиеся штатными работниками ИГЭУ. При наличии нескольких соавторов изданий, отмеченных денежной премией, вознаграждение каждого из них определяется делением общей суммы премии на число соавторов, если авторами не заявлено иное.
8.3. В пределах выделенных средств на проведение конкурса по рекомендации экспертной комиссии денежными премиями могут награждаться также авторы работ, занявших в конкурсе вторые и третьи места. Наличие и количество вторых и третьих мест в каждой номинации настоящим Положением не регламентируется.
8.4. Все участники конкурса, не ставшие победителями, поощряются благодарностями.
8.5. По результатам конкурса в библиотеке ИГЭУ организуется выставка лучших изданий.
Проект
Приложение
ЗАЯВКА
на участие в конкурсе учебных изданий и монографий
1. Реквизиты заявителя – кафедра, факультет, институт, иные структурные подразделения, контактные телефоны_________________________________________________
2. Вид издания (номинация)__________________________________________________
3. Название издания________________________________________________________
4. Ф.И.О. автора / соавторов_________________________________________________
5. Рекомендовано к участию в конкурсе на заседании кафедры ____________________ ______________(протокол №___ от__________) в номинации_____________________
6. Название издательства и город_____________________________________________
7. Направление и профиль подготовки по ФГОС ВПО _____________________________
8. Название дисциплины, в РПД которой включено издание, _______________________
9. Код дисциплины, в РПД которой включено издание, в структуре учебного плана по профилю подготовки________________________________________________________
10. Внешняя востребованность (приложить копии подтверждающих документов, например, справки издательства о степени реализации тиража издания, заявок на приобретение конкретного числа экземпляров издания другими вузами и т.п.)____________________________________________________________________
11.Результаты апробации в учебном процессе (с приложением копий отзывов, заключений и т.п.)____________________________________________________________________
12. Число экземпляров, переданных в библиотечный фонд ИГЭУ,___________________
13. Номер семестра (по учебному плану), в котором издание прошло внутривузовскую апробацию в учебном процессе ______________________________________________
14. Общее число студентов (по плану набора), для которых издание предназначено и рекомендовано РПД________________________________________________________
15. Признаки (если имеются), отражающие влияние издания на формирование компетенций в рамках РПД, (указать коды компетенций РПД и номера страниц издания с соответствующим материалом ‑ можно представить в виде приложения)_____________________________________________________________________
16. Признаки (если имеются), отражающие соответствие издания инновационным методам в образовательном процессе, например, поддерживающие активные и интерактивные формы проведения занятий (можно представить в виде приложения со ссылками на номера страниц, параграфов, глав и т.п.)_____________________________________________________________________
17. Элементы, характеризующие (по мнению заявителя) оригинальность методики изложения______________________________________________________________________
18. Элементы, обеспечивающие самостоятельную работу студентов______________________________________________________________________
19. Иные важные (по мнению заявителя) достоинства издания______________________________________________________________________
20. Уровень удаленности доступа (Internet, локальная сеть)*______________________
21. Наличие свидетельства о государственной регистрации (приложить копию)*______
22. Объем (в часах) самостоятельной работы студентов по дисциплине в соответствии с РПД*_____________________________________________________________________
24. Объем (в часах) самостоятельной работы студентов, обеспечиваемый изданием*___
25. Объем (в часах) аудиторных занятий по дисциплине в соответствии с РПД*_______
26.Объем (в часах) аудиторных занятий студентов, обеспечиваемый изданием*_______
27. Общее число компонентов УМКД**_________________________________________
28. Число компонентов УМКД со сроком давности изданий 5 лет и менее **__________
29. Компоненты УМКД, поддерживающие компететностный подход в образовательном процессе (кроме РПД и паспортов компетенций) **______________________________
30. Компоненты УМКД, поддерживающие инновационные методы в образовательном процессе**________________________________________________________________
31. Компоненты УМКД, обеспечивающие самостоятельную работу студентов**________
32. Список приложений к заявке______________________________________________
33. Подписи:
автор(ы) издания___________________________________________________________
зав. кафедрой_____________________________________________________________
председатель ЦМК по направлению (факультету)________________________________
34. Дата представления заявки______________________________________________
35. Дата приемки заявки, регистрационный номер (заполняется секретарем экспертной комиссии)_________________________________________________________________
Примечание:
* - для электронных изданий;
** - для УМКД.
Приглашаем Вас к обсуждению проекта Положения о конкурсе учебных изданий и просим высказать свои замечания и предложения по адресу kvf1937@rambler.ru (В.Ф. Короткову)