1946—1967 гг. ЭНЕРГИЯ РОСТА

В послевоенное время были созданы наиболее бла­гоприятные условия для развития института. В 1946 г. он был передан в ведение вновь образованного Мини­стерства высшего образования СССР. Создавались новые факультеты, специальности: в сентябре 1947 г. был открыт энергетический факультет, впоследствии пере­именованный в промтеплоэнергетический (ПТЭФ), теп­лотехнический факультет переименован в теплоэнерге­тический  (ТЭФ). В 1956 г. электротехнический факультет разделился на два: электроэнергетический (ЭЭФ) и электромеха­нический (ЭМФ). На первом из них готовили специали­стов станционной энергетики, а на втором - специали­стов но электрическим машинам и аппаратам, по элек­трооборудованию промышленных предприятий.

Контингент студентов непрерывно возрастал. Если в 1945 г. на I курс было принято 216 человек, в 1950 г.-350, то в 1958 г.-564, общий контингент студентов к 1959 г. уве­личился до 2 720 человек. Среди студентов первых послевоенных лет преобла­дали демобилизованные из Советской Армии участники Великой Отечественной войны (в основном офицерский состав). Это были зрелые люди, упорно и настойчиво овладевавшие зна­ниями, активные общественники, организованные и целеустремленные.

В 1952 и 1953 гг. в институте практиковалась уско­ренная подготовка инженеров-энергетиков в течение 2,5 лет. Но делалось это для небольшого контингента учащихся. Планы ускоренной подготовки инженеров из техников имели существенные отличия. Они не преду­сматривали производственной практики. На изучение предметов общественного и теоретического циклов отво­дилось меньшее количество часов. Специальные техно­логические предметы преподавались в сокращенном объеме.

В это время образуются новые специальности, спе­циализации, увеличивается контингент студентов, появ­ляются новые кафедры: политической экономии, эконо­мики промышленности и организации производства, газопечной теплотехники, общей электротехники, авто­матизации и релейной защиты энергосистем автоматизации теплоэнергетических установок электростанций. Об­щее их число увеличилось с 22  в 1944 г. до 28 в 1958 г.

Возросло число штатных преподавателей - со 111 в 1945 г. до 184 человек в 1958 г.

За 1945-1958 гг. были защищены одна докторская диссертация (А. Ф. Сорокиным) и более 30 кандидат­ских. Ученое звание доцента присвоено 37 преподава­телям. В 1953-1955 гг. многие преподаватели и лабо­ранты были награждены орденами и медалями СССР за выслугу лет и безупречную работу. Так, в 1953 г. орденом Трудового Красного Знамени награждены 4 человека, орденом «Знак почета»-7, медалью «За трудо­вую доблесть»-10, медалью «За трудовое отличие» -11. В числе награжденных-Г.К. Филоненко, П.И. Блинов, А.Ф. Метелкин, П.П. Пулькин, А.Н. Супрунов, И.В. Беляев, В.Г. Мозжерин, С.Т. Снагин, А.Ф. Соро­кин, А.Г. Шихер, В.И. Басов, А.В. Коновалов, А.В. Кукушкин, К.И. Рыбин, Л.А. Туганов, М.А.Ходоровский.

Развитие института требовало увеличения учебных помещений, но средств не было. Приходилось своими силами браться за сооружение небольших пристроек к имеющему­ся корпусу: расширение механической мастерской, строительство вы­соковольтной лаборатории, газопечной лаборатории, учебных аудиторий между боковыми корпусами и не­которые другие. В 1956 г. началось сооружение нового учебного кор­пуса. В 1954-1956 гг. для преподавателей был построен жилой дом на 49 квартир. Большие трудности институт испытывал с общежи­тиями. Все большее количество студентов приходилось размещать на частных квартирах.

В 1956-1959 гг. были выделены крупные средства на расширение института. Благодаря этому существен­но пополнилось оборудование лабораторий физики, химии, сопротивления материалов, релейной защиты и некоторых других. С помощью Ивановской ГРЭС в 1957 г. была оборудована специальная аэродинамиче­ская лаборатория для исследования элементов проточ­ной части турбин. Совместно с Ивановской электросетью расширена и оборудована лаборатория техники высоких напряжений. Создаются лаборатории авторегулирова­ния тепловых   установок   промпредприятий, газопечной теплотехники, релейной защиты и автоматизации энер­госистем. Переоборудуются механические мастерские института, в которых устанавливается более 20 станков и прессов новых моделей.

С 1950 по 1955 гг. институт возглавлял П.А. Баклушин, а с 1955 по 1960 г.- Б.И. Шапошников. Заме­стителями директора по учебно-научной работе после­довательно были Б.И. Шапошников (до 1947 г.), Г.К. Филоненко (с 1947 по 1949 г.), И.В. Беляев (с 1949 по 1953 г.), Н.В. Чистов (с 1953 по 1957 г.), А.Ф. Сорокин (с 1957 по 1958 г.) В апреле 1958 г. А.Ф. Сорокин был назначен заместителем директора по научной работе, а А.В. Склянин - заместителем дирек­тора по учебной работе (до 1961 г.)

В послевоенные годы учебные планы неоднократно менялись, большей части студентов приходилось обу­чаться по так называемым «переходным» планам. Они были ориентированы на срок обучения на всех фа­культетах 5,5 года и предусматривали широкий профиль специальностей с небольшими по количеству часов уклонами (фуркациями) по более узким специальностям энергетики, сравнительно большой объем часов на обще­научные и общеинженерные дисциплины.

Учебные планы начала 50-х годов обычных потоков были рассчитаны на 5 лет. В них общетехнические дис­циплины занимали меньший объем, обеспечивалась более глубокая подготовка по специальностям, разделе­ние по которым начиналось уже с III курса. В планах предусматривались три вида практики: ремонтномонтажная, эксплуатационная и преддипломная.

В августе 1954 г. было принято решение об улучше­нии подготовки, распределения и использования специа­листов с высшим и средним образованием. В июле 1956 г. Пленум ЦК, КПСС указал на необходимость улучшить теоретическую, а также технологическую и конструкторскую подготовку инженеров по всем спе­циальностям на основе достижений отечественной и за­рубежной науки и техники, постановил расширять тематику науч­ных исследований, внедрять законченные научные работы в практику. В соответствии с этим учебные пла­ны были пересмотрены: при сохранении срока обучения было усилено внимание к изучению теоретических и общеинженерных дисциплин. Значительное внимание стало уделяться самостоя­тельной работе студентов. В соответствии с учебным планом студенты проходи­ли три производственных практики: после III курса - рёмонтно-ознакомительную (на ТЭФ и ПТЭФ) и техно­логическую (на ЭТФ), после IV курса - монтажно-эксплуатационную и после V курса - преддипломную.

В качестве баз практики использовались передовые предприятия: Ярославские ТЭЦ и ГРЭС, Новомосков­ская ГРЭС, Березниковская ТЭЦ, Черепетская ГРЭС, Славянская ГРЭС, Мироновская ГРЭС, заводы «Элек­тросила», «Уралэлектротяжмаш», ЯЭМЗ, «Азовсталь», Московский и Горьковский автозаводы. Студенты на­правлялись также в Управление сетей Ярэнерго, Московскую горкабсеть, на Щербаковскую ГЭС, Игумновскую ТЭЦ, Щекинскую ГРЭС, меланжевый комбинат имени Фролова, Невский завод имени Ленина, Ленинградский металлический, Таганрогский котельный, Воронежский шинный, Ярославский асбестовый заводы и др. Преддипломную практику студенты проходили, как правило, небольшими бригадами или в одиночку на этих же или других предприятиях, где они приобретали инже­нерно-организаторские навыки и собирали материалы для дипломного проектирования.

Благодаря квалификации и педагогическому мастер­ству преподавателей, улучшению методической работы, укреплению лабораторной базы учебный процесс непре­рывно совершенствовался, повышался идейный и науч­ный уровень преподавания. Студенты с интересом отно­сились к занятиям. Трудовая дисциплина и успеваемость были достаточно высокими. Так, весной 1952 г. сдано экзаменов на «отлично» - 33,1%, на «хорошо» - 54,5%, средний балл - 4,18. Зимой 1955 г. оценки на экзаме­нах распределились так: «отлично» - 30,3%, «хорошо» - 55,7%, средний балл - 4,12. Абсолютная успеваемость в эти учебные годы колебалась в пределах 81,5-87,5%. Большинство студентов показывали на экзаменах твер­дые знания как по теоретическим, так и прикладным наукам. Количество инженеров, получивших дипломы с отли­чием, было наибольшим в 1952-1956 гг., когда инсти­тут заканчивали демобилизованные участники Великой Отечественной войны. В целом по институту таких инженеров было около  15-18%, а  по отдельным специальностям-до 25%.

В конце пятидесятых годов состав студентов сущест­венно изменился. Снизились показатели успеваемости. В зимнюю сессию 1956/57 учебного года из общего количества экзаменов сдано на «отлично» 25,2%, на «хорошо» 52,0%, при количестве неудовлетворительных оценок 4,5% средний балл составлял 3,98. В весеннюю сессию 1957/58 учебного года на экзаменах было полу­чено 21,6% отличных оценок, 51,6 - хороших, средний балл -3,94.

С 1952 по 1958 г. в институте обучались студенты из Болгарии, Румынии, Польши, Венгрии. Всего за это время институт окончили 63 иностранных студента.

В послевоенные годы в институте успешно развива­лась научно-исследовательская работа как по госбюд­жетной, так и хоздоговорной тематике. Постепенно сло­жились основные направления научной деятельности коллектива:

1. Применение функциональных преобразований и аналитических функций гиперкомплексных перемен­ных к исследованию решений дифференциально-разно­стных и интегральных уравнений и структур векторных полей.

2.  Топочные процессы и их автоматизация.

3.   Аэродинамические и тепловые характеристики тепловых двигателей и их элементов.

4.  Тепло- и массообмен в промышленных установках.

5.  Повышение надежности и экономичности работы электрооборудования энергосистем  и промпредприятий.

6.  Процессы в электрических машинах и конструкции машин.

7.  Автоматизация и усовершенствование электропри­водов в промышленности.

Активизируется участие в научно-исследовательской работе студентов, особенно старших курсов. В конце сороковых годов в институте создается студенческое научное общество (СНО). Многогранна и общественная жизнь коллектива. Под руководством партийной организации работают кружки и семинары по изучению отечественной истории, философии, актуальных проблем марксистско-ленинской теории.

С осени 1952 г. студенты и преподаватели стали си­стематически выезжать на сельскохозяйственные рабо­ты. Фронт этих работ из года в год расширялся. Инсти­тут оказал большую помощь в радиофикации подшеф­ного колхоза в Палехском районе, шефствовал над одним из крупнейших в области совхозом «Аньковский». С 1956 г. крупные студенческие отряды регулярно от­правляются на целину, студенты принимают участие в различных строительных и монтажных работах на общественных началах.

Бурно развивается культурно-массовая, спортивная и оборонная работа. Студенты занимаются в различных кружках художественной самодеятельности, пропаган­дируют классическую музыку, устраивают концерты для избирателей на подшефных предприятиях, в сель­ских клубах. Концерты проходят с неизменным успе­хом. Надолго запомнился ивановским зрителям прекрасный музыкальный спектакль «Снегурочка». Боль­шая заслуга в развитии художественной самодеятель­ности института принадлежит доценту Б.В. Лопатину. Значительны успехи в развитии физического воспи­тания и спорта. Работают многочисленные спортивные секции, проводятся  спартакиады. Институт подготовил много спортсменов-разрядников, его команды занимают призовые места во многих соревнованиях.   Так, в 1958 г. студенту В. Чаянову первому в институте было при­своено звание мастера спорта. В 1957-1958 гг. силами общественности института был построен стадион.

Успешно развивается оборонно-массовая работа. Организация ДОСААФ ежегодно готовит парашюти­стов, водителей автомашин и мотоциклов, стрелков, связистов. Большой популярностью пользуются выстав­ки самодельных конструкций и аппаратуры, которые ежегодно организуются в День радио.

За 1950-е гг. институт существенно изменил свою структуру. Помимо четырех дневных факультетов, в 1958-59 учебном году открыто вечернее отделение с планом приема 110 человек по двум специаль­ностям:  «Электрификация промышленных предприятий и установок» и «Промышленная теплоэнергетика». Вна­чале это отделение было подчинено деканам факультета промышленной теплоэнергетики и электромеханиче­ского факультета, а с 1959 г. выделилось в самостоя­тельный, вечерний факультет.

В 1961-62 учебном году был открыт заочный факуль­тет, на который был передан контингент II-V курсов заочного факультета Ивановского текстильного инсти­тута в количестве 88 человека по специальности «Промыш­ленная теплоэнергетика» и, кроме того, было принято 150 человек на I курс по специальностям: «Промышленная теплоэнергетика», «Электрические машины и аппараты», «Электрификация промышленных предприятий и уста­новок». К заочному факультету в 1961-62 учебном году было прикреплено 120 студентов-заочников из других вузов для выполнения лабораторных работ, сдачи заче­тов и экзаменов.

По мере развития института росла номенклатура специальностей. В 1960-61 учебном году в соответствии с постановлением июльского Пленума ЦК КПСС и указаниями Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР о расширении под­готовки кадров по профилям новой техники была вве­дена специальность «Автоматизация тепло- и электро­энергетических процессов». В 1963 г. ИЭИ впервые выпустил инженеров по этой специальности, а годом позже началась их подготовка и на вечернем факуль­тете. В 1960-61 учебном году специальность «Электрифи­кация промышленных предприятий и установок» была преобразована в новую - «Электропривод и автомати­зация промышленных установок». В том же году специализация «Электрические сети и системы» преоб­разована в специальность того же названия. В 1963-64 учебном году начата подготовка инженеров по новой специальности «Электроснабжение промышленных пред­приятий и городов», а через год - по специальности «Водоподготовка и водный режим тепловых и атомных электростанций». В 1965-66 учебном году значительно увеличен прием на вечерний факультет по новым специальностям «Тех­нология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» и «Промышленная электроника». В том же году специальность «Теплоэнергетические установки электрических станций» преобразована в новую спе­циальность «Тепловые электрические станции» с новым перечнем специализации, который рассчитан на подго­товку специалистов для блочных тепловых электриче­ских станций и теплоэлектроцентралей.

Таким образом, к 1966-67 учебному году сложилась следующая структура института. Дневные факультеты: теплоэнергетический, промышленной теплоэнергетики, электроэнергетический и электромеханический. Они ведут подготовку по специальностям: «Тепловые элек­трические станции», «Водоподготовка и водный режим тепловых и атомных электростанций», «Электрические станции», «Электрические сети и системы», «Электро­снабжение промышленных предприятий и городов», «Промышленная теплотехника», «Электропривод и авто­матизация промышленных установок», «Электрические машины и аппараты»», «Автоматизация тепло- и элек­троэнергетических процессов». На вечернем факультете существуют следующие специальности: «Промышленная теплоэнергетика», «Электропривод» и «Автоматизация промышленных установок», «Электроснабжение промышленных пред­приятий и городов». Общетехническая подготовка ве­дется по специальностям: «Промышленная электроника», «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». На заочном факультете имеется 6 специальностей: «Тепловые электрические станции», «Промышленная теплоэнергетика», «Электроснабжение промышленных предприятий и городов», «Электропривод и автоматиза­ция промышленных установок», «Электрические маши­ны и аппараты», «Автоматизация теплоэнергетических процессов промпредприятий».

С 1959 г. по октябрь 1967 г. контингент студентов увеличился с 2 720 до 6 065 человек, а прием на I курс воз­рос с 555 до 1 350 человек, в том числе на вечерний факультет-325 и на заочный-200. В числе поступающих в эти годы - до 80%-молодежь, имеющая стаж рабо­ты на производстве или прошедшая службу в Советской Армии.

За этот период резко повысился уровень штата ИЭИ. Если в 1959 г. в институте работали 213 преподавателей, в числе которых были 3 профес­сора и доктора наук, 50 доцентов и кандидатов наук, то в 1966-67 учебном году штат преподавателей соста­вил 363 человека, в том числе профессоров и докторов наук 7, доцентов и кандидатов наук 101 чел. Число кафедр выросло с 28 до 31. Вновь организованы кафед­ры: автоматизации теплоэнергетических процессов промпредприятий, вычислительной техники, философии и научного коммунизма.

В 1958-59 учебном году из-за недостатка помещений на дневных факультетах занятия проводились в две смены. В январе 1962 г. было введено в эксплуатацию одно крыло нового учебного корпуса. В 1962-63 учебном году новый учебный корпус был введен в эксплуата­цию полностью, что позволило на всех дневных факуль­тетах организовать односменные занятия. Институт стал располагать 60 учебными аудиториями, 9 кабинетами и 23 лабораториями общеинженерных и специальных кафедр.

В начале 1964-65 учебного года введен в эксплуата­цию учебно-спортивный корпус, в котором имеются два гимнастических зала и специально оборудованные по­мещения для занятий боксом, тяжелой атлетикой, на­стольными играми, борьбой, фехтованием и шахматами. В корпусе имеется здравпункт с процедурным и зубо­врачебным кабинетами. В том же учебном году на Рубском озере оборудован спортивно-оздоровительный лагерь.

В августе 1965 г. построено общежитие на 940 мест, что позволило значительно сократить количество студен­тов, проживающих на частных квартирах. С вводом но­вого учебного корпуса в институте созданы новые лабо­ратории (вычислительной техники, разговорной речи, тех­ники безопасности), объединенный кабинет кафедр обще­ственных дисциплин с книгохранилищем и двумя читаль­ными залами, кабинет экономики, и организации произ­водства, факультетские кабинеты курсового и диплом­ного проектирования, значительно расширено помещение библиотеки. Вместе с книгохранилищем и читальными залами библиотека занимала площадь 761 кв.м, ее книжный фонд составлял около 200 тыс. экземпляров. Более 30 лет библиотекой заведовала Е.В. Орлова.

Ректором института с января 1961 г. является А.П. Баженов. Проректоры - по учебной работе с 1961 г. И.К. Киселев, по научной работе-А.М. Быстров (с 1960 по 1964 г.) и А.Н. Мартынов (с 1964 г.)

В декабре 1958 г. был принят «Закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии народ­ного образования в СССР». Законом предусматривалось сочетание обучения студентов младших курсов с рабо­той на производстве. С 1959 г. институт работал по новым учебным пла­нам. Для студентов, не имеющих производственного стажа работы (основной поток), был установлен срок обучения 5 лет 6 месяцев, для студентов со стажем более 2 лет (дополнительный поток) - 5 лет. В новых условиях коллективу института пришлось проделать большую и сложную работу по организации учебного процесса и производственного обучения сту­дентов на младших курсах. По новому графику учеба студентов основного потока в течение первых полутора лет сочеталась с работой на производстве. Студенты направлялись на промышленные предприятия города, на которых было выделено 350 рабочих мест. С введением производственного обучения отпала на­добность в практических занятиях в механических ма­стерских. Последние преобразовывались в учебно-производственные мастерские (УПМ) и становились предприя­тиями, выпускающими промышленную продукцию. УПМ использовались также как база производственного обуче­ния студентов I и II курсов.

Кафедрой технологии металлов совместно с профи­лирующими кафедрами были разработаны программы производственного обучения. Методическое руководство возлагалось на специальные кафедры. В течение 4 месяцев студенты получали рабочую квалификацию и в конце им присваивался разряд по тарифной сетке. Учебные занятия проводились 4 дня в неделю по 4 часа. Для обеспечения успешной работы студентов в этих условиях им оказывалась значительная помощь преподавательским коллективом: читались лекции на темы «Как слушать и конспектировать лекции», «Как готовиться к экзаменам», «Как работать с книгой» и др. Занятия на основном по­токе поручались наиболее квалифицированным препода­вателям.

Одним из важных новых элементов учебного процес­са явилась длительная производственная практика на старших курсах, впервые введенная в 1959-60 учебном году. Она создала весьма благоприятные условия для приобретения студентами производственных навыков, изучения технологического оборудования, для развития реального курсового и дипломного проектирования. В 1963-64 учебном году впервые на длительную производственную практику направлены 472 студента. Про­должительность практики для основного потока была 3 месяца, а для дополнительного потока - 9.

В период практики студенты в основном работали на оплачиваемых инженерно-технических должностях по профилю специальности. Часть из них проходила практику на рабочих местах. Так как для проведения длительной производственной практики требовалось большое количество штатных оплачиваемых должно­стей, а закрепленных за институтом баз было недоста­точно, некоторые студенты проходили практику по местам будущей работы. Большую помощь в организа­ции практики оказывали промышленные предприятия, на которых работают воспитанники института. Отдель­ные разделы специальных курсов изучались за время длительной практики по заочной системе. Перед отъездом на практику студенты получали все необходимые учебно-методические пособия, а также графики изуче­ния отдельных дисциплин и выполнения курсовых про­ектов.

На некоторых кафедрах (промтеплоэнергетики, теп­лофикации, газопечной теплотехники, ТВН) вместо лабораторных занятий введены учебно-исследователь­ские работы.

Учебные планы, принятые в 1959 г., просущество­вали до 1965 г. В новых планах был предусмотрен срок обучения 5 лет. В них большое значение придавалось тео­ретической подготовке, в планах вводились некоторые новые дисциплины: вычислительная техника в инженер­ном деле, специальные разделы математики и др. Вме­сте с тем исключены курсы, не имеющие прямого отно­шения к специальности, уменьшено за счет укрупнения общее число дисциплин. Вновь вводились учебные заня­тия в механических мастерских. Увеличивался объем предметов, изучаемых дифференцированно по специа­лизациям. На практические работы в лабораториях отводилось 17-20% учебного времени.

В сентябре 1965 г. в соответствии с решениями Пленума ЦК и XXIII съезда КПСС существенно уси­лена экономическая подготовка. Вместо одного курса в объеме 104 часов введено два: «Экономика промышленно­сти» и «Организация и планирование предприятий» с общим числом отведенных на них часов 159. Планом предусматриваются две практики: эксплуа­тационно-технологическая после IV курса продолжи­тельностью 12 недель и длительная производственная преддипломная-15 недель. Кроме того, вводится про­изводственное обучение после I или II курса в период летних каникул продолжительностью 4 недели. Сохра­няется изучение разделов специальных курсов во время длительной производственной практики.

Наряду с объемными программами, поступающими из Министерства (главным образом, по общеобразователь­ным дисциплинам), применяются рабочие программы, которые ежегодно составляются кафедрами. Это позво­ляет наиболее оперативно отражать вопросы техниче­ской политики КПСС и советского государства, дости­жения современной науки и техники. В качестве учебни­ков,   учебно-методических  пособий  используются, главным образом, книги и атласы, выпускаемые цен­тральными издательствами. По некоторым курсам ис­пользуются пособия, созданные родственными кафедра­ми МЭИ и других вузов и изданные ими местными сред­ствами.

Преподавателями института также написан и издан ряд учебных пособий. К числу их относятся: «Техническая термодинамика» В.В. Сушкова, «Сушильные установ­ки» Г.К. Филоненко, П.Д. Лебедева, «Автоматизация теплоэнергетических установок» П.А. Баклушина, И.К. Киселева, Л.И. Кубасовой, «Компрессоры, венти­ляторы и насосы» В.М. Черкасского, Т.М. Романовой, Р.А. Кауль, «Водоподготовка» М.С. Шкроб, В.Ф. Вихрева и др.

Впрочем, по ряду учебных дисциплин все еще наблюдался дефицит нужных учебни­ков и пособий. Поэтому отдельные кафедры восполняют этот пробел, составляя свои пособия, издававшиеся изредка типографским способом, но главным образом местными средствами. Все специальные кафедры составляли и обновляли инструкции и методические указания к лабораторным работам по своим курсам.

Коллектив профессоров и преподавателей повсе­дневно ведет большую методическую работу, коор­динируемую методическим советом и Советом инсти­тута. Деятельность кафедр и факультетов в этом на­правлении организуют 9 цикловых методических комис­сий: общественно-экономических дисциплин, общетеоре­тических дисциплин, общеинженерных дисциплин, по спецподготовке и физическому воспитанию, по охране труда и 4 комиссии по специальностям ТЭФ, ЭЭФ, ЭМФ. ПТЭФ. Методсовет и цикловые методические комиссии разрабатывают и корректируют учебные планы, изу­чают методику преподавания, рассматривают учебные программы.

Новым моментом в учебной работе являются вне­дрение элементов программированного обучения и при­менение в учебном процессе технических средств. Рабо­та в этом направлении велась с 1965-66 учебного года на кафедрах теоретических основ электротехники и теоретических основ теплотехники, а с 1966-67 учебного года - также на кафедрах промышленной теплотех­ники, электропривода и автоматизации промышленных установок.

В соответствии с ростом контингента растет и выпуск специалистов. В 1965-66 учебном году институтом выпу­щено 704 инженера, из них 134 - вечерним факультетом и 15 - заочным. Защита дипломных проектов проходила в 12 Государственных экзаменационных комиссиях.

Значительное развитие получила научно-исследовательская работа профессор­ско-преподавательского состава и студентов. По госбюд­жетной тематике проводились работы главным образом над кандидатскими и докторскими диссертациями. За это время докторские диссертации защитили Д.П. Ледянкин, И.В. Беляев, А.М. Быстров, В.Т. Кондурарь и В.В. Пучковский, защищено более 50 кандидатских диссертаций. Ученое звание профессора присвоено Д.П. Ледянкину, А.М. Быстрову, В.Т. Кондурарю, М.С. Масленикову, П.В. Трошину. Приблизительно в 6 раз возрос объем хоздоговорных работ.

В 1965 г. завершены монтаж и наладка электронной цифровой вычислительной машины «Урал-2». В этом большая заслуга группы сотрудников, возглавляемых инженером Б.А. Опуриным. С вводом машины в дей­ствие возможности для научно-исследовательской рабо­ты преподавателей и аспирантов существенно возросли.

За успехи в развитии высшего образования ряд пре­подавателей в 1961 и 1967 гг. были награждены ордена­ми и медалями СССР, в их числе профессора А.Ф. Со­рокин, Д.П. Ледянкин, доценты А.П. Баженов, П.А. Баклушин, А.В. Склянин, А.М. Усов, 3.С. Сте­панова, Т.М. Романова.

Коллектив института уделял большое внимание исследовательской работе студентов. Они выполняли исследования в различных формах: в виде самостоя­тельных теоретических и экспериментальных работ, принимали участие в госбюджетных работах кафедр, выполняли дипломные и курсовые проекты по кон­кретным заданиям промышленности и с элементами научного творчества, вели работы в студенческом кон­структорском бюро. В институте стало традицией еже­годно проводить научные конференции студентов и кон­курсы законченных научных работ.

Учебный процесс тесно связан с политико-воспита­тельной работой. В институте практикуется прикрепле­ние преподавателей к группам. На старших курсах воспитательную работу ведут профилирующие кафедры. На факультетах с 1965-66 учебного года работают учеб­но-воспитательные комиссии, в состав которых входят студенты и преподаватели, представители партийной, комсомольской и профсоюзной организаций. Деятель­ность учебно-воспитательных комиссий оказывает за­метное влияние на учебный процесс.

В 1960-х гг. активизировалось участие сту­дентов в работе различных студенческих организаций. Стипендиальная комиссия, студсовет, профбюро факуль­тета решают такие насущные вопросы жизни студентов, как назначение стипендии и распределение мест в общежитии. Работа студентов в различных обществен­ных организациях, в отрядах «Энергия», на целине способствует приобретению навыков организаторской работы. Особенно большая работа в деле воспитания студен­чества принадлежит кафедрам общественных наук. До  1964-65 учебного года сту­денты изучали историю КПСС, политэкономию и марк­систско-ленинскую философию. Факультативно чита­лись курсы того же направления. С 1 сентября 1964 г. в институте создана кафедра философии и научного коммунизма, а также изменена последовательность изучения обще­ственных наук.

В общей системе учебно-воспитательной работы института важное место занимает физическая культура и спорт. Основной формой физического воспитания сту­дентов являются обязательные и факультативные заня­тия на I, II и III курсах. Во внеучебное время студенты занимаются в секциях по различным видам спорта и принимают участие в соревнованиях. Спортивный клуб института в 1966 г. насчитывал 2 573 человек, что состав­ляло 91% к общему числу студентов дневных факульте­тов. В 1965-1966 гг. институту было присуждено пер­вое место среди вузов города по смотру-конкурсу за лучшую постановку спортивно-массовой и оздорови­тельной работы. В институте работали четыре группы «здоровья», в которых занимались преподаватели и сотрудники, а также секция охотников и рыболовов.

Культурно-массовой работой в институте руководил клуб «Электрон». При нем работали различные круж­ки: танцевальный, хоровой, театр эстрадных миниатюр, эстрадный и духовой оркестры, школы современного бального танца и др. В институте проводились традиционные смотры художественной самодеятельности по факультетам. Коллектив художественной самодеятель­ности принимал участие в городских смотрах среди вузов.

В проведении политико-воспитательной работы сре­ди студентов большую роль играет газета «За энергети­ческие кадры» и стенная печать. Многотиражная газета систематически освещала учебную работу и быт студен­тов.

Вся учебно-воспитательная работа и общественная жизнь института направлялись партийной организа­цией.

К своему пятидесятилетнему юбилею Ивановский энергетический институт им. В.И. Ленина стал круп­ным вузом страны. К тому времени ИЭИ подготовил для страны более 10 000 инженеров-энергетиков различных специальностей. Его воспитанники работали во всех звеньях энергетического хозяйства и других отраслей промышленности, на советской, партийной и хозяйственной работе, в научно-исследовательских учреждениях. Впрочем, перед коллективом института стояли большие задачи, определенные грандиозными планами развития энерге­тики страны, принятыми КПСС.