В высшей школе деньги решают далеко не все

Высшая школа: деньги решают не все

На решение задач эффективного развития системы образования в России направлен и национальный проект «Образование», реализация которого развернута в начале этого года.  Сегодня по просьбе редакции своими мыслями о необходимых шагах по реформированию высшей школы делится ректор Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ), доктор технических наук, профессор Владимир Нуждин. В течение 20 лет руководства вузом он особое внимание уделял именно изучению проблемы качества образования и путям ее решения.
Связь между современным, качественным образованием и перспективой построения эффективной экономики государства, обеспечения его социального прогресса очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача национального проекта «Образование». Но одно дело – провозгласить задачи и совсем другое – выбрать оптимальные пути их решения. По моему глубокому убеждению, в деле реформирования высшей школы мы еще не скоро увидим конкретный результат, если не научимся интегрировать ее реальный потенциал, а ограничимся лишь многочисленными умными статьями по вопросам инновационной политики. 
В проекте «Образование» можно выделить пять главных направлений: национальные университеты, автономные учреждения, информатизация, заработная плата и качество образования. Однако начинать надо с системной трансформации культуры качества во всех сферах деятельности высшей школы: в обучении, в подготовке абитуриентов, в трудоустройстве выпускников, в хозяйственной и финансовой сферах, в научных исследованиях и инновациях, наконец, в социальной сфере.
И проблема здесь не в отсутствии финансирования. Представляется, что правительство эту задачу решит, если будет уверено, что высшая школа объективно измеряет качество не только входных факторов («сырье», ресурсы) и выходных факторов (результаты деятельности), но, главное - качество процессов во всех сферах своей деятельности. Без объективных измерений нет управления!
Многие ректоры утверждают: «Выделите нам больше финансовых ресурсов, и мы решим проблему качества образования». Это не совсем так. Без изменения технологий обучения, без трансформации культуры качества вуза все инвестиции растворятся неизвестно где. Вспомните, как  в  СССР начинали строить АСУ, АСУ ТП, САПР. Техника и программные продукты закупались для автоматизации устаревших технологий. Не следует повторять эти ошибки при реформировании образования.
            Сегодня многие согласны с тем, что высокое качество образования – это высокий уровень удовлетворения запросов (требований) многочисленных групп клиентов (партнеров) высшей школы. Но таких клиентов и партнеров великое множество! Государство требует от нас выполнения требований госстандарта. Студенты хотят получить бесплатно хорошие знания, высокий уровень компетенций и гарантированное трудоустройство. Сотрудники вузов – за хорошую зарплату и удовлетворительные условия труда и отдыха. Наконец, предприятия-работодатели настаивают, чтобы выпускники вузов были готовы к быстрому включению в технологические процессы. Есть требования общества и общественных организаций, есть требования родителей студентов и т.д.  Здесь опять возникает проблема измерения качества конкретных процессов и конкретных результатов.
Один пример – с оценкой качества студента. Нашей системе образования давно пора отказаться от оценки знаний только в балльной шкале. Мы должны писать настоящие портреты выпускников вуза, а не примитивные мозаики из «троек», «четверок» и «пятерок». Сегодня работодатели требуют от нас не только оценивать знания, но и уровень компетенций. Кстати, наш университет дополнительно выдает работодателям показатель качества процесса обучения в виде графика изменения рейтинга (показателя класса) студента.  Далее. В российской системе образования кто учит, тот, как правило, и ставит оценки. Каждый преподаватель передает своих выпускников вместе с дефектами образования, которые обнаруживаются слишком поздно. В лучшем случае при изучении очередного курса, в худшем – на предприятии.
Сегодня существует еще одна проблема. У нас слабо интенсифицирован процесс непрерывного улучшения качества. Эту задачу, на мой взгляд, надо более подробно прописать в национальном проекте. Фактически каждый вуз должен отслеживать динамику качества своих учебных курсов и своих образовательных программ, а Министерство – динамику рейтинга вузов, но не по количеству учебных площадей и пожелтевших томов в библиотеке, а по качеству образовательных программ, качеству  трудоустройства выпускников и качеству удовлетворения запросов клиентов вуза.
Хочется подчеркнуть, что в национальном проекте необходимо обратить внимание на повышение эффективности использования компьютерных систем.  Если измерение показателей качества в образовании поручить ректорам и преподавателям, то они будут искать способы «улучшения» статистики. Радикальное решение проблемы – это глобальная автоматизация системы измерения и анализа показателей качества.
ИГЭУ технически и программно подготовлен к решению задач информатизации образования. В вузе свыше двух тысяч компьютеров объединены в корпоративную сеть, почти со всех компьютеров есть выход в Интернет,  работает Интернет-центр для школ г.Иванова, компьютерные тренажёры используются во всех сорока образовательных программах.  Функционирует единственный в системе образования России полномасштабный тренажёр энергоблока атомной станции, управляемый суперкомпьютером.  А вот с прикладным программным обеспечением есть проблемы: дополнительно нужны мультимедийные учебники и компьютерные тесты. Вывод здесь очевиден: ни один вуз не решит в одиночку задачу совершенствования качества в образовании. Необходима реальная интеграция потенциала вузов России.
Как правило, интеграция проводится сверху, через ректоров вузов.  Но ведь можно реализовать и другое направление – интеграция снизу, через преподавателей. В конечном счете, только от преподавателя и студента зависит качество полученного образования. Поэтому еще одно предложение в национальный проект: создать условия для виртуальной  интеграции структурных подразделений и преподавателей вузов на основе идей внешнего бенчмаркинга (поиска партнеров для взаимного обмена лучшими идеями, методами, программными и информационными средствами).
Организационно ИГЭУ предлагает это сделать очень просто. Университет за счет своих внебюджетных ресурсов создает и ведет информационный портал «Бенчмаркинг в образовании», в котором фиксируются аннотации и рекламные ролики  лучших продуктов и услуг в сфере контроля, обеспечения и совершенствования  качества образования. Сам ИГЭУ может поставить в эту базу свыше ста программных продуктов и около двухсот методических пособий. Судя по имеющейся информации, 70-100 вузов захотят произвести «бартерный» обмен. Кроме того, ИГЭУ сможет содействовать установлению партнерских отношений между преподавателями конкретного учебного курса, между руководителями образовательных программ, между разработчиками программного и методического обеспечения процессов управления качеством образования, то есть будет способствовать поиску партнеров по бенчмаркингу. В дальнейшем эти партнеры могут самостоятельно создавать ассоциации или другие объединения математиков, физиков, программистов, электронщиков и т.д. и извлекать прибыль из своего интегрального продукта.
Владимир Нуждин
«Российская газета» №167, 2августа 2006г., www.rg.ru