ФПК: повышение квалификации преподавателей ИГЭУ в рамках реализации Программы стратегического развития вуза

 

 

Казань глазами ивановцев
Ещё в прошлом веке психологи провели исследование по развитию творческого потенциала жизненно активных личностей и сделали вывод о том, что многолетняя работа на одном и том же предприятии с исполнением однотипной работы делает человека специалистом в одной области деятельности, одновременно сужая творческий кругозор и активность в поиске новых решений. Были проведены экспериментальные исследования, которые показали, что отрыв человека от многолетней окружающей его среды на некоторый достаточно длительный период времени благоприятно влияет на творческую активность человека. При этом необходим не просто отрыв в ничегонеделание, а включение его в новый неизвестный коллектив, занимающийся изучением фундаментальных наук, таких как философия, история развития научных знаний и др., а также общеразвивающих вопросов культуры, искусства, общественных отношений и т.п. Немаловажную роль при этом играет сопровождающая культурная программа с посещением музеев, театров, концертных залов. После такого периода времени возвращение человека на прежнее место работы приводило к резкому возрастанию активности его творческого потенциала. Открывались новые направления в конструкторских и организационных решениях.
Именно на это нацелена система повышения квалификации преподавателей, при которой приобретаются не только новые профессиональные знания, но и расширяется общий кругозор, повышается культурный уровень, без которого не может быть истинного педагога. Конечно, в настоящее время в условиях экономических ограничений нет возможности обеспечивать повышение квалификации сроком в четыре месяца, как это было в прежние времена. Но и в более короткие сроки поездки в другие города и организации могут дать неоспоримую пользу преподавателю.
В конце ноября автор этих строк совместно с профессором В.Т. Филичевым и старшим преподавателем А.Н. Никаноровым проходили стажировку в Казанском национальном исследовательском техническом университете (КНИТУ) им. А.Н. Туполева (бывший Казанский авиационный институт) по тематике «Современные информационные технологии. Электронные образовательные ресурсы». Безусловно, тема актуальна для высшей школы. Все мы занимаемся максимально эффективным использованием компьютерной техники в учебном и научном процессах. Есть потребность в развитии дистанционного обучения. И все эти вопросы были подробно освещены или затронуты во время теоретических и практических занятий по указанной тематике. При этом важно было сопоставить уровень развития тех или иных используемых технологий не только в КНИТУ, но и обсудить мнение по их применению с представителями других вузов, присутствующих на занятиях. В целом по нашему мнению позиции нашего университета на общем фоне выглядят достаточно солидно, однако ни о каком успокоении в плане развития современных компьютерных технологий не должно быть и речи.
Казань славится не только своим научным потенциалом, где, например, в КАИ преподавал родоначальник современной космонавтики С.П. Королёв, но и своей тысячелетней историей. Казанский кремль, православные соборы и мусульманские мечети вызывают восхищение. На территории кремля и за его пределами функционируют насколько исторических и художественных музеев. Оперный театр, концертный зал с органом, консерватория, несколько русских и татарских театров находятся в непрерывной работе по удовлетворению культурных запросов населения. Построены к универсиаде и уже функционируют дворцы волейбола и баскетбола, академия тенниса, строится громадный стадион к чемпионату мира по футболу. То есть в целом Казань – это большой научно-культурно-спортивный центр, который организаторы повышения квалификации постарались показать нам во всей красе.
Кроме того, были организованы и проведены встречи с руководителями и сотрудниками родственных институтов и кафедр, входящих в состав КНИТУ. Было, например, приятно услышать от директора Института электрооборудования хорошую оценку организации у нас в ИГЭУ олимпиады по ТОЭ, на которой команда КНИТУ заняла второе место после нашей.
В заключение обучающего курса все участники получили диски с полным комплектом демонстрационных материалов по рассматриваемых на занятиях вопросам.
А.Н. Королёв, профессор кафедры ТОЭЭ

 

 

 

ANSYS: изучаем и используем
С 19 по 30 ноября в ИГЭУ прошли курсы для пользователей программного комплекса ANSYS, разработанного американской компанией «ANSYSInc.».
ANSYSуниверсальная программная система конечно-элементного анализа, используемая при решении задач из различных областей физики и проведении автоматических инженерных расчётов. Моделирование и анализ физических процессов с ее помощью позволяют избежать дорогостоящих и длительных циклов разработки на производстве.
Лекции в ИГЭУ читали сотрудники российского представительства фирмы-производителя программного комплекса. Занятия проводились для преподавателей и аспирантов ИФФ, ТЭФ и ЭМФ.
По словам заместителя декана ИФФ Натальи Павловны Гусенковой, график обучения был очень насыщенным: занятия шли с девяти часов утра до пяти вечера. Слушатели осваивали рабочую среду ANSYS Meshing, ознакомились с методами создания расчетной сетки, на которой основываются все вычисления в исследуемой области – от качества построенной сетки во многом зависит точность расчетов. Ряд занятий посвящался программному комплексу ANSYSFLUENT, предназначенному для моделирования течений жидкостей и газов для промышленных задач с учетом турбулентности, теплообмена, химических реакций. К примерам применения FLUENT можно отнести расчеты задач гидрогазодинамики и тепломассообмена: моделирование однофазных и многофазных потоков в трубопроводах, течений, создающихся вращающимися элементами турбомашин, работы систем вентиляции, кондиционирования и воздухоочистки, свободных и вынужденных воздушных потоков в помещениях, расчет связанных задач гидрогазодинамики и теплообмена (моделирование процессов кипения,  конвекции, испарения, горения, взрывов, выбросов газовых продуктов в атмосферу). Кроме того, в системе ANSYSсуществуют программные продукты, позволяющие решать задачи механики твердого тела, биомеханики, электромеханики – в том числе в комплексе с теплотехническими расчетами.
«Эта программа может быть очень важной как для учебного процесса, так и для использования в научной работе, в том числе студенческой, в постановке и решении задач в исследовательской части. Программный пакет дает такую возможность, – утверждает Наталья Павловна. – Я положительно отозвалась бы о каждом лекторе, потому что каждый в своей области – очень компетентный человек. Конечно, хотелось бы больше занятий: когда углубляешься в какую-то проблему, охватитьдополнительные разделы бывает сложно. Работали мы интенсивно, но пакет очень объемный, возможностей в нем заложено очень много».
Ольга Ясинская

 

 

Повышение квалификации в ДВГГУ
Повышение роли человеческого фактора в различных сферах жизни и деятельности общества обусловливает усложнение требований, предъявляемых к уровню профессионализма выпускников высшей школы. Повсеместно наблюдается спрос на высококвалифицированных специалистов, способных творчески решать сложные задачи, прогнозировать и моделировать результаты собственной профессиональной деятельности, искать пути и средства самовыражения и самоутверждения в условиях практической, самостоятельной работы. Многие отмечают низкий уровень готовности будущих специалистов к творческому выполнению профессиональных функций, нестандартному решению производственных вопросов. Недооценка научного подхода к решению профессиональных задач, не всегда должная готовность к научной работе и владения ее методикой будущими специалистами позволяет прийти к выводу о том, что в подготовке кадров все еще не полностью используется потенциал научно-исследовательской деятельности. А ведь именно она является важным звеном подготовки конкурентоспособного специалиста и должна занимать ведущее место в условиях высшего образования.
О вовлечении все большего количества студентов в научно-исследовательскую деятельность и о методах их мотивации к этой деятельности и шла речь в Дальневосточном государственном гуманитарном университете (ДВГГУ) города Хабаровска, где проходила двухнедельные курсы повышения квалификации автор этой статьи.
Занятия проходили в форме лекций, дискуссий, круглых столов, мастер-классов и в заключении участниками был сделан вывод о том, что задача высшей школы состоит в сокращении периода адаптации студентов к учебно-исследовательской и научной работе. Решение этой задачи возможно в том случае, если с первых дней пребывания в высшей школе студент будет активно участвовать в разнообразных формах научной работы, проводимых кафедрами, факультетами.
Было предложено использование системного подхода к организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов. А под системным подходом должна пониматься такая организация научной работы, при которой все ее компоненты находятся во взаимообусловленности, постоянной коррекции результатов, создании условий, обеспечивающих достижение ее результативности, формирование качеств личности будущего специалиста, позволяющих ему нестандартно решать профессиональные задачи, владеть инновационными технологиями и методикой научной деятельности.
Реализация системного подхода предполагает поэтапное решение задач: выработку концептуальных положений, создание материальной и научно-методической базы; разработку графика научной работы в соответствии со спецификой факультета и границами учебного процесса; обеспечение грамотным научным руководством студентов; включение их в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность с учетом уровня их подготовленности и опыта научной работы.
Нужно сказать, что ученые и преподаватели ИГЭУ тоже накопили огромный опыт в организации и проведении студенческих научных семинаров, внутривузовских, городских и региональных конференций. В университете есть студенческое телевидение, студенты нашего вуза участвуют в различных всероссийских научно-технических конференциях. Чего стоит только ежегодная региональная научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Энергия», в которой с каждым годом принимают участие все большее количество юношей и девушек, увлеченных научной работой, обучающихся не только в ИГЭУ, но и в других вузах.
Преподаватели кафедры французского языка, несмотря на свой немногочисленный состав (7 человек), также ведут активную и плодотворную работу в направлении привлечения студентов нашего университета к научно-исследовательской деятельности, которую теперь подстегнут новые знания, полученные в ДВГГУ.
Стали традиционными ежегодные Дни кафедры французского языка, за участие в которых студенты соревнуются между собой. Тематика этих зрелищных музыкально-поэтических тематических мероприятий самая разнообразная. Например, в апреле 2012 года в актовом зале университета зрители могли увидеть выступление студентов «Недаром помнит вся Россия…», приуроченное к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. Мы надеемся, что эта конференция помогла студентам не только вспомнить героические страницы в истории нашей страны и прожить ее в образах известных личностей прошлого, но и достучаться до сердец, вызвать чувство гордости и уважения к своим предкам, отважно защищавшим нашу Родину. В ноябре 2012 года прошла еще одна тематическая конференция в рамках Дней Кафедры-мини-спектакль «Три мушкетера». Хочется отметить, что студенты проявили большое творчество в сценках, в оформлении презентаций, а также в изготовлении костюмов. Спектакль получился интересным и зрелищным, так что зрители испытали бурю положительных эмоций, а студенты, участвующие в нем, просили сделать продолжение в следующем году.
Не менее важным является ежегодная работа секции «Французский язык и культура Франции и франкоговорящих стран» в рамках конференции «Энергия». Кроме лингвистических докладов, большой интерес вызывают страноведческие, культурологические и исторические доклады.
Традиционными стали также и заседания «Клуба любителей французского языка», врамках которого при непосредственном участии студентов в 2012 году прошли дискуссии, круглые столы и беседы-лекции по темам«Экология», «Перспективы атомной энергетики», «Энергетика Франции», «Фукусима год спустя».
Таким образом, научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса, и, следовательно, быстро адаптироваться к современным условиям развития экономики.
А.С. Лещева, преподаватель кафедры французского языка