Памяти учителя: Кораблев Станислав Сергеевич

 

КОРАБЛЕВ СТАНИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ
(6 мая 1929 – 28 сентября 2003)

6 мая 2024 года исполнилось бы 95 лет Кораблеву Станиславу Сергеевичу доктору технических наук, профессору, Заслуженному деятелю науки и техники Российской Федерации, ветерану труда, член-корреспонденту Академии инженерных наук РФ, члену научного Совета Российской Академии Наук по машиноведению и технологическим процессам. В разные годы С.С. Кораблев являлся заместителем председателя секции Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике по проблеме «Вибродиагностика», членом научно-методического совета и проблемного Научно-технического совета Минвуза СССР, членом оргкомитета Всесоюзных совещаний по вибрационной диагностики.

Станислав Сергеевич был известным учёным в области колебаний механических систем. Инициатор создания нового научного направления – метода активной вибрационной диагностики – за годы работы в нашем вузе он прошел путь от ассистента кафедры сопротивления материалов до доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой, проректора по научной работе. Его заслугой было и создание в Ивановском энергетическом институте путем слияния кафедр сопротивления материалов, теоретической механики и деталей машин ныне действующей кафедры «Теоретическая и прикладная механика».

Труды Станислава Сергеевича издавались в Югославии, Чехословакии, США, Канаде, Англии, Испании, Японии, Венгрии, Индии и других странах. Книга «Виброгдиагностика в прецизионном приборостроении» (Москва, 1985) была также переиздана в США.

Анатолий Аркадьевич Благонравов, Иван Иванович Артоболевский, Юрий Алексеевич Митропольский, Владимир Васильевич Болотин, Константин Васильевич Фролов, Виктор Олимпанович Кононенко, Степан Прокофьевич Тимошенко, Семен Аркадьевич Розенбаум, Борис Владимирович Лопатин – это далеко не полный список людей науки, у которых учился или с кем общался в профессиональной деятельности Станислав Сергеевич. 

С.С. Кораблев – автор многочисленных статей, монографий, книг, авторских свидетельств, награжден медалью «За доблестный труд» (1970 г.), золотой, серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР и почётными знаками.

Немалая веха на профессиональном пути – открытие университетской специальности «Механика» в уже далеком 1992 году, отличительной особенность которой стало эффективное сочетание физико-математического фундамента с практическими навыками инженерного образования. Сегодня это направление подготовки 01.03.03/01.04.03 Механика и математическое моделирование с профилями бакалаврита «Компьютерный инжиниринг механических систем» и магистратуры «Динамика и прочность сложных механических систем»

Жизнь не бывает вечной. Каждый день мы приближаемся к последней станции нашего путешествия. Оглядываясь на прожитое, оценивая дела, невольно наводим порядок и в мыслях, в этом «мостике» между теорией и практикой некоторые из них звучат вслух. Мысли вслух, как подведение итога свершений.

 

КОРАБЛЕВ С.С.

МЫСЛИ ВСЛУХ

Для того, чтобы состояться как ученому, необходимо:

1. Перевариться в молодости в котле основательного образования и крупного, критического Научного коллектива, школы – лучше академического.

2. Примириться с тем, что личная среда будет неблагоприятной, т.к. придется чем-то жертвовать. Внешняя среда никогда не будет демократичной и тебе придется отстаивать свою независимость.

3. Сменить, как минимум, два научных направления. Только в этом случае ты приобретешь необходимый кругозор и твои работы будут более глубоки по содержанию.

4. Убедиться в том, что, если твои идеи хоть что-нибудь да стоят, они не оставят равнодушными лиц, среди которых их обсуждаешь. Более того, лишь в том случае, если будет им активное сопротивление и первоначальное неприятие, только в этом случае можно быть удовлетворенным, что не зря коптил небо. Еще большим подтверждением твоей правоты является случай, когда твои противники впоследствии становятся твоими союзниками и сами подхватывают эти идеи, развивая их своими знаниями.

5. Логическое завершение работы до конечного результата при этом остается без ответа. ВОПРОС, что ценнее: скользить по поверхности или копать в глубину? Одним из критериев является публикации в жестко рецензируемых изданиях (книги, статьи, доклады и др.). Ясно себе представлять, что занятия административной работой несовместимы с наукой.

 

Кафедра ТиПМ