Бакалавры и магистры на весах экономики

 

Бакалавры и магистры на весах экономики
МЕДИАЦЕНТР
В медиацентре «Известий» в Ярославле состоялся «круглый стол» с участием представителей вузов Ярославля, Москвы и Иванова. Главной темой стали вопросы, посвященные обсуждению реформирования высшей школы и получению высшего образования в новых условиях.
Андрей Михайлов
Две ступени образования
Известия: Прежде всего я хотел бы попросить наших гостей рассказать о том, как сейчас обстоят дела с вве­дением двухуровневой подготовки – «бакалавр - магистр». Как вос­принимается степень «бакалавр» в нашем обществе?
Александр Шеремет, прорек­тор Московского государст­венного университета печати имени Ивана Федорова:
Предложенная тема актуальна, переход к третьему этапу государст­венных образовательных стандар­тов ГОС-3 вызывает массу проблем как в вузах, так и среди самих аби­туриентов, студентов и их родите­лей. Мало кто отчетливо понимает, что это такое и какова востребован­ность бакалавров и специалистов со стороны работодателей. Последние часто считают бакалавра неким не­доучкой, и такая точка зрения вос­производится и в СМИ. Между тем переход на двухуровневую подго­товку специалистов — это веление времени. Достаточно взглянуть на образовательные стандарты, чтобы увидеть, что речь идет прежде всего об изменениях методов подготовки и расширении набора компетен­ций, которые получают наши вы­пускники.
Александр Русаков, ректор ЯрГУ им. Демидова:
Та система высшего образова­ния, которая была в СССР, была хороша для той страны и той эко­номики. И она по-прежнему мо­жет работать в тех образователь­ных отраслях, которые жестко свя­заны с внутренним рынком нашей экономики. И она по-прежнему мо­жет работать в тех образователь­ных отраслях, которые жестко связаны с внутренним рынком нашей страны. Это касается подготовки специалистов для железных дорог, энергетики, оборонки - там ее со­хранение возможно просто потому, что рынок так устроен. Но в тех от­раслях знаний, где чрезвычайно важна интеллектуальная и академи­ческая мобильность, двухуровневая система подготовки оптимальна. Я в данном случае не говорю об учебе в зарубежных вузах, но сейчас у сту­дента, получившего степень бака­лавра по математике, есть возмож­ность продолжить образование в магистратуре по экономике. Си­стема открывает возможности для точного профессионального само­определения, и это очень хорошо, поскольку в 10-м или 11-м классе совершенно невозможно решить, что будешь именно микробиоло­гом или специалистом по роман­ской филологии.
Известия: Целесообразно ли повсеместное введение двухуровневой системы образования или же есть специаль­ности. которых она не коснется?
Олег Епархин, директор Яро­славского филиала Москов­ского государственного уни­верситета путей сообщения — МИИТ:
Внедрение двухуровневой си­стемы образования нас затронуло в наименьшей степени. В течение последних лет Минтранс, РЖД и ректоры вузов прилагали усилия для того, чтобы железнодорожное образование осталось в специалитете. И цель была достигнута. Сей­час все основные железнодорож­ные специальности (кроме эко­номического и информационного блока) будут приобретаться студен­тами по программам специалитета. Изменилось соотношение между ними - по прежним образователь­ным стандартам у нас было 9 желез­нодорожных специальностей, те­перь их осталось 5, но зато внутри них появилось 15 специализаций. И есть мнение, что РЖД будет настаи­вать на том, чтобы прием на специалитет велся с учетом будущей спе­циализации.
Алексей Гусенков, прорек­тор по учебной работе Ива­новского государственного энергетического университета им. В.И. Ленина:
Мы у себя достаточно давно гото­вим и бакалавров, и магистров, хотя и не очень много. Большая часть наших учебных программ ориен­тирована на подготовку специали­стов - инженеров (93 процента), преимущественно энергетического профиля. В настоящее время ведется переработка учебных про­грамм в связи с массовым перехо­дом на подготовку по программам бакалавриата и магистратуры.
Из инженерных специальностей, к сожалению, у нас сохраняется только одна - «Атомные электриче­ские станции и установки». Назы­ваться она будет несколько иначе - «Атомные станции: проектирова­ние, эксплуатация и инжиниринг». Но, с другой стороны, из разгово­ров с коллегами я знаю: требова­ния ФГОС к образовательным про­граммам специалитета настолько жесткие, что некоторые вузы уже сожалеют, что не перешли на бакалавриат. У себя в новых программах подготовки бакалавров, несмо­тря на сокращение сроков обуче­ния, мы постарались максимально сохранить объем и состав учебных дисциплин профильных выпускаю­щих кафедр.
Известия: В таком случае возникает вопрос: что такое профиль, специальность и специалитет?
Олег Епархин:
Профили существуют в бака­лаврских направлениях, а специа­лизации - внутри специалитетов, или специальностей, если по-ста­рому. Бакалавр - это выпускник вуза, получивший базовое образо­вание по некоторому выбранному направлению, который учился в вузе 4 года и получил фундаменталь­ную подготовку по какому-либо уз­кому профилю. Он вправе занимать должности, для которых квалифика­ционными требованиями предус­мотрено высшее образование.
Алексей Гусенков:
Приказом Министерства об­разования и науки РФ № 63 от 25.01.2011 г. введен в действие так называемый «переходник», по кото­рому устанавливается соответствие специальностей, подтверждаемых присвоением квалификации «бака­лавр», направлениям подготовки. Все специальности, перечислен­ные в этом документе, переходят в направления, и каждый вуз автома­тически получает аккредитацию по этому направлению. В рамках этих направлений вводятся уже так на­зываемые «профили» подготовки, названия которых в основном сов­падают с названиями тех специаль­ностей, которые были раньше. На пример, в направлении «Тепло­энергетика и теплотехника» есть профили подготовки «Тепловые и электрические станции», «Про­мышленная теплоэнергетика». Это и есть профили в рамках направле­ний, и они по своему наименова­нию полностью соответствуют су­ществующим специальностям.
Александр Шеремет:
Возьмем популярный среди мо­лодежи факультет рекламы. Раньше там было две специальности - «Ре­клама» и «Связи с общественностью». В этом году мы делаем одно направление — «Реклама и связи с общественностью» и выпускаем бакалавров, которые на уровне ма­гистратуры разделяются на два про­филя - специалистов по рекламе и по связям с общественностью.
Михаил Иродов, первый про­ректор Академии МУБиНТ:
Мы разработали для наших сту­дентов углубленные бакалаврские программы, которые позволяют им расширить свои профессиональ­ные компетенции в смежных от­раслях знаний (экономика, управ­ление, информационные технологии, право, иностранный язык) и расширить выбранную профилизацию путем изучения дополнитель­ных образовательных программ. Таким образом, выпускники Акаде­мии МУБиНТ смогут усилить свои конкурентные позиции на рынке труда. Эта модель обучения позво­лит снять противоречия «переход­ного» периода от специалитета к бакалавриату. В нашем вузе можно продолжить обучение и по про­граммам магистратуры по направ­лениям «Экономика», «Менедж­мент».
Наталья Семенова, директор Ярославского филиала Мо­сковского финансово-юридического университета:
Бакалавриат—это практико-ориентированное обучение, а профили предлагают студенту варианты более глубокой профессиональной подго­товки в рамках направления. Пере­чень профилей может совпадать с названиями бывших специально­стей (в отдельных случаях специали­заций). Например, наш филиал в на­правлении «Экономика» реализует профили: бухгалтерский учет, ана­лиз и аудит, финансы и кредит, эко­номика предприятий и организа­ций. В направлении «Менеджмент» профили - маркетинг, государствен­ное и муниципальное управление. В направлении «Прикладная инфор­матика» профили — прикладная ин­форматика в экономике, прикладная информатика в дизайне. В направле­нии «Юриспруденция» профили — гражданско-правовой и уголовно-правовой.
О ЕГЭ и качестве школьного образования
Известия: А как вузам отбирать наиболее талантливых студентов в условиях повсеместного внедрения ЕГЭ?
Алексей Гусенков:
— В советское время базовое школьное образование позволяло выбрать практически любой про­филь подготовки. А сейчас если не заниматься в школе углубленно по определенным предметам в рам­ках подготовки к ЕГЭ, то при изме­нении профессиональных ориентиров дорога в вуз может быть за­крыта. Кроме того, уровень знаний по естественно-научным дисципли­нам (прежде всего по физике и ма­тематике) с введением ЕГЭ у абитуриентов катастрофически падает. А это очень опасно - если человек не знает школьного курса физики, то как вырастить из него, например, специалиста по ядерной физике?
Александр Шеремет:
— Могу привести статистику: из 3800 выпускников школ Север­ного административного округа Москвы ЕГЭ по физике в этом году сдают только 700 человек. И еще вопрос, сколько из них сдадут на высокие баллы. Сегодня «миграция» выпускников в сторону гума­нитарных и управленческих специ­альностей очевидна.
Михаил Иродов:
— В Ярославской области ситуация несколько лучше - из почти 6000 выпускников физику решили сда­вать около 1500, то есть каждый чет­вертый. Для тех, кто сдал физику, в Академии МУБиНТ есть инженер­ные направления подготовки: «Зем­леустройство и кадастры», «Градо­строительство». Рассматриваются перспективы открытия ряда дру­гих инженерных направлений в со­трудничестве с техническими ву­зами региона.
Александр Русаков:
— Я бы не особенно этим оболь­щался... Ни для кого не секрет, что школьные программы по гумани­тарным дисциплинам намного легче естественно-научных. И поскольку школа заинтересована в получе­нии высоких результатов по ЕГЭ - неважно, по каким предметам, от этого в конечном счете зависит зар­плата трудового коллектива—соот­ветственно, администрации школ заинтересованы в том, чтобы сда­вали то, что легче сдать. И вопрос тут не к школам, а к законодателям. Они должны определить, каким бу­дет подход к высшему образованию. Здесь вот какой вопрос: чем считать образование—услугой или нацио­нальным благом? Если образова­ние - это услуга, то все нынешние бизнес-подходы к нему правильны; если же образование - националь­ное благо, то тогда подходы должны быть другими, и по способам фи­нансирования, и по структуре.
Обмен студентами возможен
Известия: Одна из целей Болонского про­цесса состоит в «синхронизации» образования, получаемого в России, и того, что можно получить за грани­цей. А как в ваших вузах организу­ется это взаимодействие?
Александр Шеремет:
— Тут нужно говорить не только о возможности наших студентов по­лучать образование за рубежом, но и о том, что иностранные студенты могут обучаться в наших вузах. На­пример, у нас учатся студенты из Германии и Болгарии, не говоря уж о странах СНГ Цифры эти пока не­велики, но их увеличение должно стать приоритетной задачей, как для отдельного вуза, так и для страны в целом. А если понимать академическую мобильность только как вы­езд наших студентов на Запад - это лишь поощрять «утечку мозгов». За­чем же к этому стремиться?
Алексей Гусенков:
— Ивановский энергетический университет в 2010 году стал ассо­циированным членом междуна­родного европейского консорци­ума ЕU4М, основу которого состав­ляют три базовых технических вуза из Испании, Франции и Германии. Наши студенты интенсивно за­нимаются изучением иностран­ных языков и, получив степень ба­калавра, могут быть направлены в магистратуру в эти страны и по ее окончании получают двойные дипломы. У нас имеются достаточно тесные связи с высшей националь­ной школой механики и микротех­ники г. Безансона, институтом при­кладных наук г. Страсбурга (Фран­ция), с техническим университе­том г. Карлсруэ (Германия). В свою очередь, в ИГЭУ на факультете ино­странных студентов проходят под­готовку студенты из Африки, Ближ­него Востока и стран СНГ.
Михаил Иродов:
— У нас второй год осуществляется проект, который мы называем «Не­мецкий экономический факультет». В его рамках студентам усиленно преподаются немецкий язык, стра­новедение специалистами герман­ской службы академических об­менов DAAD, экономика. Мы осу­ществляем обмен студентами с университетом в Билефельде. Но далеко не все направления подго­товки можно перенести из одной страны в другую. Физика или химия интернациональны, а юриспруден­ция и отчасти экономика имеют на­циональную специфику. Устойчи­вым спросом пользуются образо­вательные программы «Русского отделения» Академии МУБиНТ, на котором студенты из многих стран мира изучают русский язык как иностранный.
О новых направлениях и специальностях
Известия: Какие новые направления появ­ляются в связи с введением двух­уровневой системы?
Михаил Иродов:
— Мы открываем два новых на­правления - «Градостроргтельство». актуальность и востребованность которого определяется развитием городов и поселений, а также «Го­стиничное дело». Последнее - в расчете на то, что в Ярославле бу­дут проводиться масштабные спор­тивные мероприятия, мировые фо­румы, это будет диктовать высокий спрос на специалистов гостинич­ной индустрии.
Алексей Гусенков:
— В рамках направления «Тепло­энергетика и теплотехника» плани­руется открытие новых профилей подготовки - «Автономные энер­гетические системы» и «Инженер­ная защита окружающей среды». А в остальном мы сохраняем свою на­правленность на «большую энерге­тику». Отрасль активно с нами со­трудничает, мы сохранили у себя систему распределения молодых специалистов, благодаря которой студент может заранее определиться со своим будущим местом работы. Количество заявок на молодых спе­циалистов стабильно превышает их выпуск.
Александр Русаков:
— В ЯрГУ в этом году впервые прой­дет набор на направление «Филоло­гия», а на историческом факультете будет открыто направление «Ре­клама и связи с общественностью». На факультете социально-политиче­ских наук будем создавать направле­ние «Организация работы с моло­дежью». Что, согласитесь, нужно в наше время, и мы надеемся, оно будет востребовано.
Александр Шеремет:
— Две специальности - «Издатель­ское дело и редактирование» и «Книгораспространение» — у нас объединились в один профиль — «Издательское дело». И мы с удо­вольствием будем ждать в своих сте­нах ярославских бакалавров-фило­логов для обучения в магистратуре.
Олег Епархин:
— Уже в этом году у наших студен­тов будет интересный выбор: мы открываем в рамках специалитета новые специализации: «Высоко­скоростной наземный транспорт», «Тоннели и метрополитены», «Те­лекоммуникационные системы и сети железнодорожного тран­спорта». В направлении бакалаври­ата «Менеджмент» открывается но­вый профиль «Логистика и управ­ление цепями поставок», который дает возможность подготовки ква­лифицированных руководителей для управления материальными, финансовыми, информационными потоками и персоналом в современ­ных экономических системах.
Но самое интересное – в этом году у нас открывается новое направление бакалавриата «Журналистика» (про­филь «Экономика и менеджмент СМИ»). Это связано с тем, что сей­час в отрасли большое внимание уделяется корпоративным комму­никациям. Так что бакалавры-гума­нитарии смогут найти себя и в же­лезнодорожном, техническом вузе.
Наталья Семенова:
В этом году мы предлагаем аби­туриентам две новые специально­сти, которые сохраняются при пе­реходе на двухуровневую систему, то есть срок обучения по очной форме будет составлять пять лет. Это специальности «Таможенное дело» и «Правоохранительная дея­тельность». Специалист таможен­ного дела востребован на рынке труда: в таможенных и правоохра­нительных органах, в банках и кредитных организациях, в налоговых учреждениях, в фирмах, осуществ­ляющих внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), у таможенных брокеров, у международных и тамо­женных перевозчиков, на таможен­ных терминалах, на внутрироссийских предприятиях торговли.
Специальность «Правоохранитель­ная деятельность» достаточно мо­лода, она была утверждена в 2001 году, и все эти годы обучение ве­лось только в ведомственных вузах ФСБ, МВД, службы исполнения на­казаний. Это очень специфическая профессия, и МФЮА - первый негосударственный вуз, который начал готовить будущих сотрудников по­лиции, ГИБДД, охранных агентств, частных сыскных бюро, структур собственной безопасности коммер­ческих фирм.
Известия: Едва ли не самый больной по нынешним временам вопрос - пра­ктика студентов и их трудоустрой­ство...
Олег Епархин:
— Практика - ответственная и важ­ная часть учебного процесса. Не так давно на роль практики в инженер­ном образовании обратил внима­ние президент России ДА Медве­дев. В XIX веке, на заре транспорт-
ном образовании обратил внима­ние президент России ДА Медве­дев. В XIX веке, на заре транспорт­ного образования, инженеров-путейцев готовили так: после трех лет- учебы отправляли на два года на ра­боту, то есть на практику, и только те, кто получал положительные от­зывы после практики, продолжали обучение в вузе. Кто возвращался с неважными отзывами или не вы­держивал итоговую аттестацию, оставался техником.
В нашем вузе велика доля студен­тов, обучающихся по целевым на­правлениям предприятий. Северная железная дорога и другие подразде­ления ОАО «РЖД» всегда заинтере­сованы в дипломированных специ­алистах, многие предприятия берут к себе студентов на практику, чтобы ближе познакомиться со студентами и стать для них в будущем работода­телями.
Михаил Иродов:
— Мы готовим выпускников тех специальностей, которым трудно подобрать место практики в массо­вом порядке. Чтобы стать экономи­стом в банке, необходимо пару лет поработать операционистом. Но мы нашли выход. Наши студенты про­ходят практику в специально со­зданных учебно-тренировочных фирмах.
В «виртуальном банке» наш студент может побыть и операционистом, и управляющим, и специалистом по выдаче кредитов. Конечно, «роле­вая игра»—это не реальная замена полноценной работы, но она в мак­симальной степени ее моделирует и позволяет формировать професси­ональные управленческие компе­тенции.
Известия: Какие в ближайшее время плани­руются мероприятия, на которые вы бы посоветовали прийти будущим и настоящим студентам?
Наталья Семенова:
— 29 апреля в стенах нашего фили­ала пройдет II Международная научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и сту­дентов «Молодежь и общество: про­блемы и перспективы развития». Конференция посвящена 50-летию полета в космос Юрия Гагарина, и в ней будут участвовать четыре вуза Белоруссии, 16 вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Че­лябинска, Ярославля и Рыбинска, шесть филиалов МФЮА. Всего представлено около 200 работ.
Олег Епархин:
— 13 мая в Ярославском филиале МИИТ будет проводиться День от­крытых дверей, ждем выпускников школ и техникумов, желающих по­лучить железнодорожные специ­альности.
Публикация в газете «Известия» 06-05-2011
региональный выпуск Верхняя Волга