Броунинг, Тод - кинорежиссер (США)

 

Тод Броунинг (Tod Browning)

 

    

Тод  Браунинг

 

Избранная фильмография

 

Чудеса на продажу (1939).

Дьявольская кукла (1936).

Знак вампира (1935).

Уродцы (1932).

Железный человек (1931).

Дракула (1931).

Запад Занзибара (1928).

Большой город (1928).

Лондон после полуночи (1927).

Неизвестный (1927).

Дорога на Мандалай (1926).

Дрозд (1926).

Несвятая троица (1925).

 

Чарлз Альберт Броунинг-младший родился 12 июля 1880 в Луисвилле, штат Кентукки. С детства увлекался самодеятельным театром. В возрасте 16 лет сбежал из дома с бродячим цирком и взял псевдоним «Тод Броунинг». Работал зазывалой, клоуном, исполнял номер «живой труп». Затем несколько лет выступал в варьете как актер, фокусник и танцор, впоследствии — как режиссер. В этом качестве он познакомится в 1909 году с Д. У. Гриффитом и начал играть небольшие роли в короткометражных кинокомедиях студии Biograph.

В 1913 году Броунинг вслед за Гриффитом переехал в Калифорнию и продолжал играть роли второго плана в фильмах студии Reliance-Majestic, в том числе одну из этих ролей — в «Нетерпимости» (Intolerance: Love’s Struggle Throughout the Ages, 1916). В 1915 году начал работать также как постановщик короткометражных фильмов, однако вскоре начал пить, в июне 1915 года попал из-за этого в тяжелую автомобильную аварию и смог вернуться к работе режиссера только в 1917 году.

Первым полнометражным фильмом Броунинга стал «Джим Бладсо» (Jim Bludso, 1917), тепло принятая публикой история о самоотверженном капитане парохода, который погиб, спасая пассажиров. Затем последовали несколько более-менее успешных постановок для студии Metro. В 1918 году стал сотрудничать со студией Universal, где познакомился с продюсером Ирвином Тальбергом, который предложил ему поработать с актером Лоном Чейни. Первым их совместным фильмом стала мелодрама «Испорченная милашка» (The Wicked Darling, 1919), в которой Чейни играл вора, вовлекшего девушку из трущоб в преступление.

Карьера Броунинга идет на подъем, однако после смерти отца он снова начинает пить и теряет работу в Universal. Вылечившись от алкоголизма, Броунинг возвращается к режиссуре и ставит несколько фильмов для студии Metro Goldwyn Mayer. В 1925 году он восстанавливает контакты с Universal и делает чрезвычайно успешный фильм «Нечестивая троица» (The Unholy Three, 1925) с Лоном Чейни. Их сотрудничество продолжается и в дальнейшем в фильмах «Дрозд» (The Blackbird, 1926), «Дорога на Мандалай» (The Road to Mandalay, 1926), «Неизвестный» (The Unknown, 1927) и других. В фильме Броунинга «Лондон после полуночи» (London After Midnight, 1927) Чейни играл фальшивого вампира, что навело их на мысль поставить экранизацию романа Брэма Стокера «Дракула». В 1929 году Броунинг начинает ставить звуковые фильмы, первым из которых становится «Тринадцатый стул» (The Thirteenth Chair, 1929).

В  1931 г. на экраны вышел фильм "Дракула". На главную роль графа Дракулы Т. Броунинг пригласил актера Бела Лугаши, который сыграл прекрасно. Многие кинокритики считают, что это была его лучшая роль, после которой актер стал знаменит. На наш взгляд, фильм смотрится очень современно, а сцены, посвященные событиям в Трансильвании, сняты гениально, и Бела Лугаши просто вылитый Дракула: безупречно черный фрак и белая манишка, плавные движения, кровожадная улыбка и страшная угроза, исходящая из глаз.

В 1990-е годы в свет была выпущена ремастированная копия этого фильма, в которой очень уместно звучит, дополняя изображение, современная, специально написанная для фильма замечательная музыка Филипа Гласса в исполнении квартета «Кронос». Она подчеркивает таинственную атмосферу происходящих событий и создает тревожное настроение. Кроме того, она интересно слушается и просто как музыка.  (Уважаемые читатели, на лицензионном видео существуют копии с музыкой Ф. Гласса и без нее. Настоятельно рекомендуем смотреть фильм, изданный с этой музыкой.)

В 1932 году уже получив негласный титул "специалиста фильмов ужасов", Тод Броунинг снимает одну из своих самых знаменитых и скандальных лент - "Уродцы". Именно здесь отразились его юношеские цирковые "забавы" вкупе с многолетним "черным" опытом.

В фильме рассказывается о Клеопатре (актриса Ольга Бакланова), женщине, работавшей в цирке уродов. В нее влюбился карлик Ганс, за которого она выходит замуж. Сразу же после свадьбы она решает его отравить, чтобы завладеть наследством. За что жестоко поплатилась. Картина Броунинга не была принята в силу того, что считалась аморальной из-за участия в ней большого количества уродцев. Так, даже в период съемок часть персонала была недовольна длительным пребыванием вместе с необычными актерами. 

Фильм был запрещен к показу.  В 1962 году  в Каннах был показан первоначальный вариант "Уродцев" и получил высочайшие оценки.

В 1935 году Тод Броунинг снимает замечательную самопародию на фильмы ужасов "Знак вампира" с Б. Лугоши в роли вампира. Детектив «Чудеса на продажу» (Miracles for Sale, 1939) стал его последней режиссерской работой в кино. Впоследствии Броунинг занимался лишь написанием сценариев. В 1942 году он ушел на покой, поселился в Малибу и жил настолько уединенно, что в 1944 году в печати даже появились сообщения о его кончине. Известно, что в 1950-х годах он перенес операцию на языке по поводу рака горла, и после этого не показывался на глаза даже ближайшим родственникам.

Фото и источник биографической информации сайт: "Википедия"

Так же рекомендуем прочитать в Интернете статью "Все мы вышли из гроба Дракулы. Создатели и история первого фильма ужасов" на сайте  "Взгляд из дюзы: Сергей Бережной"