Каурисмяки, Аки - кинорежиссер (Финляндия)

 

 

 

Аки Каурисмяки

 

 Аки Каурисмяки

 

 

 Фильмография

 

Преступление и наказание (1983).

Союз Каламари (1985).

Тени в раю (1986).

Гамлет идет в бизнес (1987).

Ариэль (1988).

Ленинградские ковбои едут в Америку (1989).

Девушка со спичечной фабрики (1990).

Я нанял киллера (1990).

Жизнь богемы (1992).

Балалайка шоу (1994).

Ленинградские ковбои встречают Моисея (1994).

Вдаль уплывают облака (1996).

Юха (1999).

Человек без прошлого (2002).

На 10 минут старше: Труба (2002).

Огни городской окраины (2006).

 

Кинорежиссер Аки Каурисмяки – один из трех зарубежных художников (есть еще кинорежиссер Эмир Кустурица и музыкант Том Вэйтс), чьи произведения российские любители их творчества почему-то считают более русскими, чем творения местных режиссеров и музыкантов. Что-то там видится и слышится родное, про нас самих более точное и правдивое, чем мы о себе думаем. Если у Тома Вэйтса можно уловить цитаты из русских народных и ресторанно-кабацких песен, то Аки Каурисмяки обратился к теме «маленького человека», свойственной книгам Ф.М. Достоевского. Недаром его ранним фильмом было «Преступление и наказание», в котором действие романа Достоевского перенесено в современную Финляндию.

«Маленький человек» в нашем мире, жестоком и неуютном. По первым кадрам многих фильмов А. Каурисмяки его персонажи - люди с комплексами, молчаливые, со странными привычками и нелогичными смешными поступками, живущие в бедности, перебивающиеся "с хлеба на квас", даже тарелка супа в столовой для них - большая роскошь. Но по мере развития сюжета режиссер помещает их в ситуации, в которых они начинают проявлять лучшие человеческие качества, преодолевая жизненные препятствия и пытаясь ликвидировать последствия ударов судьбы. И в конце фильма мы воспринимаем наших героев преобразившимися, уверенными в себе, ставшими красивыми «изнутри и снаружи», людьми «на своем месте».

Во всех фильмах Аки Каурисмяки много юмора, доброго, тонкого и очень уважительного по отношению к персонажам. Если режиссер и подсмеивается над своими героями, но в уже ближайших сценах реабилитирует их. Фильмы А.К. можно отнести к жанру комедии. Но, не смотря на это, в них поднимается серьезный вопрос: что такое настоящий человек, и как сохранить свое человеческое достоинство в сложных жизненных ситуациях.

Каждый фильм А. Каурисмяки насыщен киноцитатами и киноклише. Возникают сомнение и вопрос: не от режиссерской ли это слабости? Но нет, проходит некоторое время, и понимаешь, что все продумано, все на своих местах, все как надо, и ничего нельзя убрать или добавить.

Музыка – непременная составляющая фильмов А.К. Он хорошо знает рок-музыку и финский фольклор и использует их в своих фильмах. Аки Каурисмяки сотрудничал со следующими музыкантами и рок-группами.

1. Marko Haavisto & Poutahaukat

Группа была основана в 1997 году, а первый альбом "Taydellinen Maailma" (A Perfect World / Идеальный Мир) вышел в 1999. Ее руководитель Марко Хаависто ранее возглавлял группу “The Badding Rockers”. Их песни звучали в фильмах Аки Каурисмяки “Вдаль уплывают облака” и “Девушка со спичечной фабрики”. Песня "Thunder and Lightning" в обработке The Poutahaukat's звучит лейтмотивом короткометражки Каурисмяки "У собак нет ада". Песни с последнего альбома "Lamppu Palaa" Марко Хаависто - такие, как "Paha Vaanii" и "Stay", - можно услышать в последнем фильме Каурисмяки "Человек без прошлого".

2. Leningrad Cowboys

Первое время группа носила название Sleepy Sleepers. В 1989 году музыканты получили приглашение сняться в фильме Аки Каурисмяки «Ленинградские ковбои едут в Америку». После этого фильма из просто веселой банды, сочетающей эстетику рокабилли с советской символикой, они превратились в культовый музыкальный состав. Наиболее крупным проектом, осуществленным музыкантами в 1990-е годы, стало «Total Balalaika Show», созданное совместно с Ансамблем песни и пляски Красной армии им. Александрова.

3. Melrose

Группа была основана Микой Токела (Mika Tokela) в 1981 году. Сотрудничество с Аки Каурисмяки началось в 1987 году с фильма "Гамлет идет в бизнес" - Melrose исполнили в нем песню "Rich little bitch". С тех пор музыка этого трио (Tokela, Jami, Roger) звучала в фильмах "Девушка со спичечной фабрики" ("I'm Gonna Get High"), "Дрейфующие облака" ("Human Rights For Snakes"), "Огни городской окраины" ("In the meanwhile"). На премьере последнего фильма Melrose сопровождали Аки и в Каннах, и в Москве.

4. Eppu Normaali

Одна из самых популярных групп в Финляндии, образована в 1976 году. Ядром группы стали братья Марти и Микко Сюрья (Martti Syrja, Mikko Syrja), а также их двоюродный брат Аку (Aku Syrja). К группе вскоре присоединились Йюха Торвинен (Juha Torvinen) и Мика Саарела (Mikko Saarela). Eppu Normaali - первая знаковая финская рок-группа новой волны, и ее успех во многом связан с использованием финского языка в рок-лирике. Вместе с группами Juice Leskinen Slam и Hassisen Kone стали героями фильма "Сайма-явление", снятого Аки и Микой Каурисмяки в 1981 году.

 5. Олави Вирта (Olavi Virta)

Олави Вирта - финский певец, композитор и киноактер, один из известнейших исполнителей танго и джаза в Финляндии. За период творческой деятельности с 1939 по 1966 год записал около 600 песен, многие из которых считаются лучшими образцами финского танго, снялся в 14 фильмах. Его песни звучали в фильмах Аки Каурисмяки "Союз Каламари" (1985), "Гамлет идет в бизнес" (1987), "Ариэль" (1988), "Я нанял убийцу" (1990), "Девушка со спичечной фабрики" (1990), "Дрейфующие облака" (1996).

6. Джо Стрaммер (Joe Strummer)

В 1976 году вместе c приятелями Миком Джонсом и Полом Саймононом он организовал собственную панк-группу "The Clash", которая в скором времени стала одной из ведущих групп британского панка. После распада "The Clash" в 1985 г., Джо Страммер работал с режиссером Алексом Коксом - две песни Страммера вошли в саундтрек к фильму "Сид и Нэнси" (1986), а позднее снялся в его фильмах "Уокер" и "Прямо в ад" (оба -1987). В 1989 он сыграл одну из ролей в фильме Джима Джармуша "Таинственный поезд", а в 1990 г. и в фильме Аки Каурисмяки "Я нанял убийцу", где прозвучало семь его песен.

Оригинал информации о рок-группах расположен на сайте: "Аки Каурисмяки. Неофициальный сайт"

Аки Каурисмяки своим творчеством удалось создать свой собственный киномир, в чем-то отстраненный от реальности, и одновременно в чем-то ее сильно уточняющий и комментирующий. Действие большинства фильмов происходит в Хельсинки. Режиссер показывает не парадную, рекламную жизнь страны, а реальный быт простых людей. И глядя на созданную режиссером кинореальность, мы почему-то ощущаем, будто фильм снят в России и про нас, россиян.

Уважаемые читатели, мы рекомендуем вам посмотреть все фильмы Аки Каурисмяки, чтобы получить удовольствие от знакомства с творчеством этого оригинального и талантливого режиссера.

 Оригинал фотографии: "Аки Каурисмяки. Неофициальный сайт"

 

Мнения:

Андрей Плахов: «Очень много было всяких, как это теперь говорят, слоганов, или как можно было обозначить дефиниции, как можно было обозначить Аки Каурисмяки, его природу как человека и художника. Его называют Бергманом эпохи постмодерна, гениальным минималистом, например, и так далее. Но мы решили такое принять определение, наиболее простое, и, по-моему, оно довольно точное. Он действительно романтик, несмотря на свой скепсис и даже цинизм, в чем его иногда упрекали. Последний романтик, потому что романтиков уже, действительно, остается очень мало в кинематографе. И сам тот тип кинематографа, который делает Аки Каурисмяки, он сегодня выглядит уже ностальгическим, как будто бы относящимся к прошлому, даже если он говорит о сегодняшнем дне. Такая вот романтическая грусть и тоска по какой-то ушедшей эпохе, которая уже не вернется, и в то же время умение быть современным, сопричастным этой эпохе — отличает Аки Каурисмяки как художника. Поэтому мы его назвали последним романтиком». Источник: "Аки Каурисмяки. Неофициальный сайт"

Зара Абдулаева: "Я бы назвала ... Каурисмяки последним, или предпоследним лучше (потому что мы не знаем, может быть, еще появится последний), идеалистом. Потому что, несмотря на его иронию, мудрость, момент внимания к депрессивности, которая простым людям не менее свойственна, чем каким-нибудь культурным персонажам, не говоря об интеллектуалах и так далее, вот эта такая чуткость, не только человеческая, но и художественная, она, конечно, предполагает идеализм по отношению к человеку, в котором никак Каурисмяки никогда не обольщается. И, тем не менее, этот идеализм позволяет продолжать делать свое дело, даже если он в какие-то минуты хочет заняться чем-то другим. Поэтому предпоследний идеалист и один из последних независимых художников.  Картины его надо смотреть, хотя считается, что он режиссер для киноманов, и это правда, потому что его мало знают. И вот однажды на Московском фестивале был показан (еще до проката) его предыдущий фильм "Человек без прошлого", более обольстительный, чем эта картина. Я не сравниваю, что лучше, что хуже, это одинаково выдающееся кино, на мой взгляд. Вот говорят: да, это правда, что он такой минималист, что не на что особенно смотреть, что герои такие замедленные, что они такие неэффектные, а мы привыкли к другому монтажу, все это правда. Но попасть в тон Каурисмяки, попасть вот в это пространство, уже исчезающее, — не потому что мало гениальных режиссеров, не потому что он показывает всегда старые машины, а мы живем с новыми, современная история как бы всегда включает вещи из прошлого, — а потому что это та необходимая, но не пищевая добавка, без которой невозможно существовать биологически, а не только интеллектуально, художественно, культурно. Потребность в таком искусстве восполняет какие-то недостачи чисто физиологические и биологические. Я тем самым не унижаю Каурисмяки, а, наоборот, всячески признаюсь в любви". Источник: "Аки Каурисмяки. Неофициальный сайт"