Все ВУЗможно. ЮНЕСКО поможет справиться с проблемой "утечки умов" ("Российская газета" 6 июля 2009 г.)

Все ВУЗможно

ЮНЕСКО поможет справиться с проблемой
"утечки умов"

Владислав Воробьев

Источник: «Российская газета» 6 июля 2009 г.

5 июля в Париже открылась Всемирная конференция по высшему  образованию ЮНЕСКО. Российскую делегацию возглавляет заместитель министра иностранных дел России Александр Яковенко, который накануне ответил на вопросы "Российской газеты".

Российская газета: Каковы на Ваш взгляд основные задачи высшего образования в начале 21 века? В чем заключаются глобальные тенденции в области высшего образования?

Александр Яковенко : Высшее образование все чаще рассматривают в качестве двигателя экономического развития, не вызывает сомнения его важнейшая роль в создании и обмене знаниями в целях решения глобальных проблем современности - от искоренения бедности до устойчивого развития.

Мы являемся свидетелями значительного роста интереса к высшему образованию. Стремительно увеличивается число студентов. В 2007 году их было 152 с половиной миллиона, что на 50 процентов больше, чем в 2000 году. В целом процент вузовской молодежи во всем мире  вырос с 19 процентов в 2000 г. до 26 процентов в 2007 г. При этом сегодня студенток несколько больше, чем студентов. В России 9 из 10 семей считают обязательным и необходимым получение детьми высшего образования.

Большинство государств стремится следовать примеру развитых стран, где считается, что для экономического роста страны 40-50 процентов населения должны иметь высшее образование. К сожалению, многим развивающимся странам пока далеко до таких показателей. Например, в Африке, несмотря на значительное увеличение числа абитуриентов в высших учебных заведениях в последние годы, в среднем эта цифра составляет всего лишь 5 процентов.

Государство несет главную ответственность за образование своих граждан. Однако в одиночку оно не в состоянии удовлетворить растущие потребности общества. Этим объясняется появление новых тенденций в образовании, его широкой диверсификации в соответствии с разнообразием потребностей различных групп населения и динамично меняющейся экономики, появлением новых игроков на рынке образовательных услуг.

Частные высшие учебные заведения, существенно расширившие доступ к образовательным программам и подстраивающие их под актуальные запросы населения, - самый быстро растущий сектор высшего образования во всем мире. Недавние исследования показали, что в странах Восточной Европы около 40 процентов студентов учатся в частных вузах, и их число растет.

Значительное распространение частных вузов наблюдается в некоторых странах Латинской Америки. Такой же рост отмечается и в Африке, где быстро развивается сотрудничество между государственными и частными вузами, а также появляются институты дистанционного образования. Массовость приводит к разнообразию высших учебных заведений - появлению открытых и региональных университетов, вузов заочного и электронного обучения. В то время как в 1988 году в мире существовало 10 открытых университетов, сегодня в одной лишь Индии их 10, а во всем мире - более 50.

В ряде случаев альтернативные вузы могут предложить достойную замену классическому образованию, особенно работающим взрослым людям или жителям отдаленных районов. Вместе с тем, в условиях массовости высшего образования на передний план выходит вопрос обеспечения его современного качества. Особенно остро этот вопрос стоит по отношению к вузам, реализующим дистанционное обучение. В этих условиях важный аспект социальной ответственности высшего образования, суть современного качества - обеспечить максимально полную реализацию потенциала каждого человека, его востребованность на протяжении всей жизни в условиях меняющейся экономики.

Другой вызов - необходимость динамичного развития инновационной экономики, основанной на знаниях, как условия повышения качества жизни, социального развития. От системы высшего образования требуется опережающее производство современных наукоемких технологии для экономики вместе с кадрами, способными эффективно их реализовывать.

Растущая мобильность студентов - еще одна глобальная тенденция сегодняшнего дня. В 2007 году 2,8 миллиона студентов учились за границей - это более чем в три раза больше, чем в 1980 году. Согласно недавним прогнозам глобальной студенческой мобильности, в 2025 году число студентов,  обучающихся  за  границей,   вырастет  до  7,2  миллионов. Мобильность создает много преимуществ и возможностей. Однако многие студенты не возвращаются на родину, и подобная "утечка умов" является большой потерей для экономики их стран.

Новые информационные и коммуникационные технологии также способствуют мобильности. Эти технологии облегчат внедрение совместных программ и проведение совместных исследований, в то же время, смягчая негативные последствия "утечки умов". Например, в 2006 году ЮНЕСКО и компания Hewlett Packard запустили совместную программу по превращению "утечки умов" в "приток умов". Этот проект основывался на результатах ранее проведенного эксперимента в странах Южной и Восточной Европы и использовал новые информационные и коммуникационные технологии для общения ученых, которые остались в стране, с учеными, которые уехали из страны.

РГ : Каковы главные цели Всемирной конференции по высшему образованию?

Яковенко : Упомянутые выше глобальные тенденции в сфере высшего образования ставят перед правительствами, вузами, гражданским обществом и деловыми кругами ряд вопросов, решение которых во многом предопределит будущее устойчивого развития нашей цивилизации.

Всемирная конференция - наиболее значимое событие в области высшего образования. Ее масштабы велики - более 1200 участников из всех регионов мира, 4 дня работы, семинары, секции, пленарные заседания, круглые столы, панельные дискуссии.

Предыдущая всемирная встреча такого масштаба состоялась в 1998 году. Таким образом, конференция подведет итоги работы, проведенной за десять лет, и обозначит векторы формирования политики в области высшего образования в будущем. В фокусе внимания конференции  будут находиться пути решения наиболее значимых проблем современной высшей школы, таких как улучшение доступа, обеспечение равных возможностей, повышение качества, а также  социальная ответственность высшего образования. Особый акцент будет сделан на роли высшего образования в деле развития регионов, в частности, Африки.

РГ : Как мировое сообщество и ЮНЕСКО, в частности, подходит к решению этих задач?

Яковенко : ЮНЕСКО пытается ответить на эти вопросы, вырабатывая международно признанные нормы, наращивая потенциал на национальном и региональном уровне, анализируя и синтезируя идеи и практики, проводя мониторинг и исследования, вырабатывая рекомендации и реализуя конкретные проекты. Приведу лишь некоторые примеры.

Одним из основных инструментов политики Организации, направленной на решение задач высшего образования, являются шесть Региональных Конвенций ЮНЕСКО по признанию квалификаций. Эти Конвенции, которые в данный момент пересматриваются и дополняются, были ратифицированы более чем 100 государствами-членами. Вместе они представляют собой уникальную правовую основу развития международного сотрудничества и академической мобильности, а также оценки качества образования. Лиссабонская Конвенция по признанию 1997 года является основополагающим документом этой концепции. Этот юридический документ ознаменовал собой шаг вперед на пути признания квалификаций и на сегодняшний день является ядром Болонского процесса, цель которого - единое пространство высшего образования в Европе.

Еще одной вехой в международной деятельности по установлению стандартов образования стала разработка Руководящих принципов ЮНЕСКО - ОЭСР по обеспечению качества в сфере трансграничного высшего образования в 2005 году.

Оценить качество образования и признать квалификацию - всегда нелегкая задача. Однако ЮНЕСКО предоставляет возможность обсуждения этих вопросов на Глобальном Форуме по международной оценке качества, аккредитации и признанию квалификаций. Начиная с 2002 года, на Форуме поднимаются различные вопросы, от мобильности и миграции до интеграции образования и науки.

В 2006 году ЮНЕСКО запустила пилотный проект по открытию портала признанных высших учебных заведений. Его цель - предоставлять достоверную и полную информацию об авторитетных вузах мира. На нем размещены сведения о статусе ВУЗов, а также о системах обеспечения качества образования в различных странах.

В 2008 году ЮНЕСКО и Всемирный Банк начали совместный проект - Глобальная Инициатива по обеспечению качества с целью создания международной программы поддержки образования в развивающихся странах, Восточной Европе и Средней Азии.

РГ : С чем к Конгрессу пришла Россия, каков наш взгляд на пути решения назревших проблем? 

Яковенко : Как известно, тема глобальных проблем образования впервые по российской инициативе прозвучала на уровне глав государств "восьмерки" на саммите в Санкт-Петербурге, в ходе которого была выражена решимость способствовать формированию глобального инновационного общества посредством развития и интеграции всех трех элементов "треугольника знаний" (образование, исследования и инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации систем образования, с тем, чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики.

Соответствующие задачи: становления институтов образования как инструментов социального развития, обеспечения инновационного характера базового образования, создания современной системы непрерывного образования, обеспечения обратной связи образования и общества, - поставлены российским Правительством в рамках принятой в прошлом году Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года.

Мы убеждены, что для успешного решения этих задач важно развивать сотрудничество исследовательских центров и университетов с секторами реальной экономики, предпринимательскими кругами. Установление таких отношений при неизменном соблюдении общественных интересов может содействовать обеспечению эффективной ориентации высшего образования на цели устойчивого развития.

В качестве успешного примера такого партнерства можно привести нормативно закрепленное в России и реализованное на практике участие объединений работодателей в разработке и принятии образовательных стандартов, конкурсную поддержку государством востребованных работодателями инновационных программ вузов-лидеров (в ходе приоритетного национального проекта "Образование"). Работодатели принимали участие как в разработке программ, так и в конкурсном отборе, а затем в их реализации. Благодаря этой поддержке вузы-лидеры смогли существенно обновить оборудование и сам образовательный процесс. Получило развитие и законодательную поддержку создание в России "инновационного пояса" - технопарков и малых предприятий при вузах, позволяющих быстро разрабатывать и внедрять востребованные наукоемкие технологии, которые содействуют экономическому и социальному развитию.

Среди факторов, способствующих формированию инновационного общества, мы так же, как и мировое сообщество, рассматриваем обмен передовым опытом и идеями в области организации и функционирования образовательных систем, повышение мобильности студентов и преподавателей, способствующей распространению передовых исследовательских и образовательных практик и научных достижений.

Поэтому Россия выступает за последовательное продвижение к сопоставимости квалификаций и взаимному признанию результатов профессионального обучения. Новая структура образовательных стандартов в России максимально способствует включению вузовских систем в этот международный процесс.

В условиях необходимого расширения академической мобильности в России с ее большими пространствами разработаны и реализуются на практике эффективные механизмы содействия комплексному развитию территорий посредством высшего образования и исследований. В регионах на основе концентрации имеющихся и привлечения дополнительных ресурсов на базе объединения, укрупнения действующих образовательных учреждений создаются новые современные сильные федеральные университеты с передовой исследовательской базой и учебным оборудованием, с переподготовкой и стажировками для преподавателей. Федеральные университеты создают реальную альтернативу столичным вузам как для преподавателей, так и для студентов - в том числе, в них привлекаются к работе и столичные специалисты, и перспективные преподаватели и исследователи из-за рубежа.

Работа федеральных университетов нацелена на социально-экономическое развитие территорий и его кадровое обеспечение. Они осуществляют комплексное исследование территорий, создают и внедряют технологии их развития. Развитие территорий - это еще один аспект социальной ответственности современного высшего образования. Полагаю, подобные могут быть полезны при создании центров передового опыта, территории исследований и высшего образования в странах Африки.

Социальная ответственность сильных вузов и государств, принимающих талантливых исследователей из развивающихся стран -также в том, чтобы содействовать их вкладу в развитие исследований и высшего образования на родине.

Здесь также приобретает актуальность совершенствования трансграничных образовательных услуг (в том числе, с использованием информационно-коммуникационных технологий, дистанционного обучения). Весьма полезным в этой области представляется опыт ЮНЕСКО и ОЭСР по разработке добровольных принципов для обеспечения качества в трансграничном образовании, который в полной мере используется при создании сетевого университета Шанхайской Организации Сотрудничества.

РГ : А каково воздействие кризиса на систему высшего образования в мире?
 

Яковенко : Кризис, который мы все сейчас переживаем, со всей очевидностью показал необходимость изменения парадигмы общественного развития, перехода к устойчивому развитию с целью формирования глобального инновационного общества. И здесь особая роль принадлежит образованию, прежде всего высшему. Именно поэтому тема социальной ответственности высшего образования - в центре внимания предстоящей конференции. Резюмируя сказанное, социальная ответственность высшего образования в значительной мере заключается в том, чтобы каждый человек мог получать такие квалификации и социальные навыки, которые позволят ему быть и оставаться востребованными на меняющемся рынке труда, полноценно участвовать в развивающейся инновационной экономике и, тем самым, обеспечивать собственное благосостояние и благосостояние общества в целом.

С другой стороны, ответственность высшего образования в современном мире - в его решающем вкладе в устойчивое развитие территорий и мира в целом. Сегодня оно невозможно без производства знаний, разработки и внедрения высоких технологий с одновременной подготовкой кадров к квалифицированному использованию этих технологий на местах.

Высшее образование призвано сыграть ключевую роль при выборе приоритетов развития человечества, поэтому выработка индикаторов оценки систем высшего образования государств с позиций социальной ответственности при активном участии ЮНЕСКО - задача, стоящая перед всем международным сообществом.