ЕГЭ-2009: температура средней школы ("Известия"

ЕГЭ-2009: температура средней школы

Андрей Чернаков

Источник: "Известия" 13:00 03.07.09

Пересдачей математики завершилась основная волна Единого государственного экзамена, который в этом году впервые проводится в штатном режиме в масштабах всей страны. Даже многочисленные нарушения процедуры и попытки повлиять на результаты экзаменов (большинство подобных случаев вскрыто, а виновных ждет наказание) не могут затушевать того факта, что в целом ЕГЭ состоялся. Его можно уподобить некоему универсальному термометру, который показывает температуру не только "в среднем по больнице", но и у отдельных пациентов. Наш обозреватель попытался пристальнее вглядеться в шкалу этого термометра.

Фанфары подождут

Итоги ЕГЭ-2009 не подтверждают тезиса о том, что в России дают некачественное школьное образование, убеждены в Рособрнадзоре. Аргумент приводится такой. В 2008 году, когда ЕГЭ проходил еще в порядке эксперимента, было 23% "двоек" по математике и 11% - по русскому языку.

И это - при сильно заниженном уровне "тройки" и отсутствии мотивации у сдававших: аттестаты выпускники получали в любом случае, да и немногие вузы тогда еще принимали абитуриентов по результатам ЕГЭ. В нынешнем же году, когда ЕГЭ впервые стал основной формой итоговой аттестации выпускников школ и одновременно главным способом поступления в вуз, процент "неудов" по обязательным предметам заметно снизился.

- Таким образом, ожидания тех, кто все это время "кошмарил" выпускников и их родителей, утверждая, что наша система образования в принципе не способна качественно учить, не оправдались, - делает вывод глава Рособрнадзора Любовь Глебова. - Мы получили адекватную, объективную картину. Да, небольшая часть ребят плохо усваивают школьную программу. Но при этом очень многие из них удачно воспользовались предоставленной попыткой пересдать один из обязательных экзаменов (русский язык пересдали 83,4%, математику - 87,7%. - "Известия").

Впрочем, ряд экспертов вовсе не склонен по этому поводу трубить в фанфары. Хорошо, что заработал механизм, при котором часть ребят, которые откровенно не учились в школе, не смогут претендовать и на поступление в вуз, считают они. Но плохо то, что даже при достаточно низкой "шкале отсечения" по целому ряду предметов отличных результатов было на порядок меньше, чем "неудов". Например, по той же математике минимальный порог, свидетельствующий об освоении школьного курса, составлял всего 21 балл из 100, и при этом лишь три сотни выпускников во всей стране получили максимум баллов, количество же "двоек" (то есть меньше 21 балла) исчисляется тысячами, даже с учетом сверхудачной пересдачи, которая заметно выправила статистику.

Доверяй, но проверяй

Кроме того, есть вопросы и к самому "термометру". Во многих вузах желают, хорошенько встряхнув его, собственноручно замерить показания, чтобы перепроверить уровень знаний у тех, кто сел на студенческую скамью по результатам ЕГЭ.

Например, с официальной просьбой разрешить провести в сентябре тотальную переэкзаменовку всех своих первокурсников в Рособрнадзор обратилось руководство Финансовой академии при правительстве Российской Федерации. "Цель - проверить, насколько реальные знания ребят соответствуют сертификатам о сдаче ЕГЭ, - поясняет ректор этого престижного столичного вуза Михаил Эскиндаров. - И это не просто слова. У нас уже есть за плечами опыт прошлых лет, когда ЕГЭ был экспериментом. Мы зачисляли ребят с хорошими результатами, но после первой же сессии были вынуждены отчислять многих из них за неуспеваемость". К тому же в этом году вузы впервые принимают, можно сказать, непонятно кого и в каком количестве. "Если раньше мы точно знали, сколько человек будет на одно место, - не скрывает своей озабоченности глава академии, - то сейчас это предсказать невозможно: может прийти и 10, и 20, и больше - все дело в баллах ЕГЭ..."

Кстати, в Рособрнадзоре не против таких тотальных переэкзаменовок. Более того, в ведомстве считают мониторинг результатов по итогам первого семестра очень мощным инструментом понимания эффективности ЕГЭ и адекватной оценки работы региональной системы образования. Так что инициативу руководства академии здесь одобряют. Но при одном условии: если, по словам Любови Глебовой, "заданность этого мониторинга исходит из желания получить объективную картину, а не доказать, что ЕГЭ - это изначально плохо".

Кому - счастливый билет...

Как бы там ни было, но ректоров можно понять. Ведь свидетельство о результатах ЕГЭ в нынешнем году впервые фактически является экзаменационным листом вступительных экзаменов. Исключение составляют 24 вуза, которым помимо ЕГЭ разрешено проводить дополнительные испытания по отдельным специальностям, а также, в силу своей специфики, высшие учебные заведения творческой и спортивной направленности.

Впрочем, среди абитуриентов нынешнего года есть и те, кто был вообще освобожден от сдачи ЕГЭ, но при этом уже точно пополнит ряды студентов. Так, без экзаменов на профильные специальности смогут поступить более 1,4 тысячи победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, а 21 тысяча лауреатов предметных школьных олимпиад, проводимых под эгидой Российского союза ректоров (что составляет около 4% от общего числа бюджетных мест), имеют разного рода льготы при поступлении. Много это или мало? Скорее мало.

- Из более чем 1,3 миллиона учителей только десять процентов готовят школьников к участию в олимпиадах, - сказал "Известиям" ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования профессор Эдуард Никитин. - А победитель или призер Всероссийской олимпиады школьников - один на 10 тысяч учащихся.

...а кому - и "волчий"

Но права претендовать на высшее образование в этом году добились не все выпускники. Его лишились те, кто сразу "завалил" оба обязательных предмета, и те, кто не сумел пересдать русский язык или математику в резервные дни. Вместо аттестата о среднем образовании они получат на руки "волчий билет" - справку из школы, с которой в вуз не принимают. Таких откровенных двоечников в стране набралось менее 30 тысяч человек, что составило около 3% от общего числа одиннадцатиклассников.

Какие у этих ребят варианты, помимо службы в армии? Их несколько. Во-первых, пойти работать. Даже несмотря на кризис, на рынке труда острая нужда в ряде специальностей - например, водителя маршрутки или работника ЖКХ. Кроме того, у них есть возможность освоить общеобразовательные программы в вечерней школе, в форме самообразования или экстерната с последующей государственной итоговой аттестацией. И, наконец, еще один путь - поступить в учреждения начального (училища и лицеи) или среднего (техникумы и колледжи) профобразования с аттестатом за 9-й класс. "Поскольку у них будет справка о том, что они прослушали курс 11 классов, по решению колледжа или техникума они могут учиться по ускоренному курсу: не три года и четыре месяца, а год и девять месяцев", - поясняет Любовь Глебова. Но если после получения среднего образования выпускники НПО и СПО решат поступать в вузы не по своей специальности, сдавать ЕГЭ им все-таки придется.

Никуда не надо ехать

Основная же масса выпускников-2009 - порядка 900 тысяч - поступает именно по результатам ЕГЭ. Причем теперь у них есть возможность подавать документы сразу в несколько учебных заведений, не приезжая в те населенные пункты, где расположены вузы. Сделать это следует до 25 июля. А до 5-15 июля документы должны подать ребята, поступающие в вузы, которые проводят собственные экзамены. Кроме того, абитуриенты могут выбирать, в какие вузы пойти на бюджетные, а в какие - на платные места. Вуз самостоятельно определяет минимальное количество проходных баллов только по профильному предмету специальности, на которую поступает абитуриент.

Выпускники школ, получившие в этом году свидетельство о результатах ЕГЭ, смогут поступать с ним в вузы два года подряд - этот документ действителен в течение такого срока. Кроме того, абитуриенты, которые имеют два действующих свидетельства, полученных ими в разные годы, могут сами решить, с каким из них поступать в учебное заведение. А выпускники, получившие свидетельство о ЕГЭ и призванные в том же году в армию, могут воспользоваться его результатами в течение года с момента увольнения с военной службы.

Ну а тех, кто хочет досдать тот или иной экзамен или по каким-то причинам не смог прийти на ЕГЭ в июне, ждет вторая волна - с 7 по 17 июля.

Испанский легче немецкого

Российские школьники хуже всего знают информатику, географию и немецкий язык, лучше всего - испанский и французский языки, свидетельствуют результаты ЕГЭ-2009.

По числу "двоек" в "рейтинге" успеваемости по результатам ЕГЭ лидирует информатика - по этому предмету не преодолели минимальный порог 11,4% выпускников школ из 67 537 сдававших. Второе и третье места занимают география, которую "провалили" 10,2% из 33 255 экзаменуемых, и немецкий язык - его не сдали 10,1% из 4781 участника. Химия и история на четвертом и пятом местах - ЕГЭ по этим предметам не сдали 9% из 68 139 и 8,7% из 176 416 участников экзамена соответственно. С шестого по десятое места занимают биология (8% двоечников из 156 797 сдававших), математика (6,8% из 946 756 сдававших), литература (6,5% из 49 804 участников экзамена), русский язык (6,3% из 1 010 660 сдававших) и физика (5,7% из 194 847 экзаменуемых).

В то же время русский язык стал лидером и по числу отличных оценок: 100 баллов по этому предмету заработали 859 человек. По математике - 305 "стобалльников", а по литературе - 247. Меньше всего "неудов" выпускники получили по обществознанию (5,3% из 445 711 сдававших), английскому языку (5,2% из 76 804 экзаменуемых) и французскому языку (2,1% из 2203 участников экзамена). ЕГЭ по испанскому языку сдавали меньше всего выпускников - 181, и из них никто его не завалил.

По данным Рособрнадзора, обязательный ЕГЭ по русскому языку в резервный день пересдали более 21 тысячи выпускников, а по математике - около 29 тысяч. ЕГЭ по остальным предметам, которые школьники могли выбирать, можно будет пересдать только в следующем году.

По результатам ЕГЭ выпускники подали более 42 тысяч апелляций, и 8042 из них удовлетворены.

Писатель Юрий Поляков: "Опять у нас телега впереди лошади"

- У меня двойственное ощущение от результатов нынешних ЕГЭ. С одной стороны, конечно, существуют мировые тенденции, в стороне от которых оставаться не следует. Тем более если серьезно решили инкорпорироваться в европейскую систему образования. Но, с другой стороны, тотальный переход на ЕГЭ можно сравнить с ситуацией в неком городе, где дороги разбиты, да и сами машины пребывают в ужасающем техническом состоянии. При этом добрая половина тамошних водителей садится за руль пьяными, а местные автоинспекторы погрязли в поборах и взятках. А теперь представьте, что в этом городе начинают вводить новые, более современные дорожные знаки, а инспекторы получают кассовые аппараты - чтобы на месте, без проволочек, брать штрафы и выдавать чеки.

Считаю, что у нас почти разрушена система образования. Учителя получают копейки и не знают, какому учебнику верить: в отсутствие государственной идеологии советские мифы смешались с постсоветскими, и существуют учебники с диаметрально противоположными взглядами на отечественную историю и литературу. Обветшала материальная база школьного образования (за исключением, может быть, нескольких мегаполисов). На родном языке сегодня безграмотно говорят не только широкие массы, но даже дикторы телевидения и радио. И вот вместо того, чтобы сначала решить какие-то материальные проблемы, разобраться с национальным мировоззрением, привести в порядок гуманитарную сферу (которая, кто бы что ни говорил, является главной в образовательном процессе), мы начинаем подтягиваться к европейским стандартам с точки зрения технологии проверки знаний.

Уже выявлена масса подтасовок, нарушений, злоупотреблений. Я в свое время описал это в школьной повести "Работа над ошибками". Все это благополучно осталось и вышло на новый информационно-технотронный уровень. И, как ни парадоксально, заниматься манипуляциями и втирать очки на этом новом уровне гораздо проще, чем раньше. Теперь это решается, условно говоря, нажатием одной кнопки на главном компьютере.

Именно с этим я связываю, мягко говоря, странные результаты пересдачи русского и математики. Я не верю, что те, кто не учился весь год, вдруг чудесным образом взялись за ум и успешно выучили эти непростые предметы за неделю. Нет, просто у нас теперь все настолько компьютеризировано и формализовано, что скрыть в бумажном отчете отсутствие подлинных знаний стало легче. Реальная же картина, на мой взгляд, гораздо хуже, в этом нисколько не сомневаюсь. При честном проведении экзаменов количество двоечников может вырасти в разы. А о чем говорит большое число удовлетворенных апелляций по русскому языку? Только об одном: о том, что сама методика проверки знаний по этому предмету, где масса нюансов по сравнению с той же математикой или географией, несовершенна.

Оговорюсь еще раз, моя точка зрения двойственна. Да, я понимаю, что мы не можем проверять знания учеников так, как это делалось в 20-30-е годы прошлого века. Но у меня сложилось твердое ощущение, что опять телегу поставили впереди лошади. Кстати, эта болезнь у нас присутствует не только в сфере образования. У нас так же реформируют армию. Бесконечно совершенствуют систему налогообложения, так и не создав среднего класса, который в любой стране, собственно, и является основным налогоплательщиком. Собираются вкладывать миллиарды в подъем африканской экономики, в то время как дома стоят целые отрасли, зарастают бурьяном поля, а по дорогам никуда не доедешь.

Это наша традиционная системная ошибка: мы начинаем совершенствовать контрольные функции, подтягивать их на европейский уровень, не доведя саму контролируемую сферу даже не до европейского, а хотя бы до позднесоветского уровня.

Перлы участников экзаменов

"Я согласен с мнением опроса"

"Мировые религии - приют для духовно нищих людей"

"Путин является агентом социализации для всех нас"

"Плодотворчество"

"Я поддерживаю точку зрения Бориса Спинозы"

"Быстровечное"

"Эльфиева башня"

"Храм Василия Блаженова"

"Даже самый лучший из нас не раз проступился"

"Культура не дает человеку говорить прямо"

"Если не будет культуры, человек превратится в животного"

"Цивилизация родилась в борьбе с человечеством"