21 января в России отмечается День аспиранта

 

В России обучается свыше 87,7 тыс. аспирантов

Молодых ученых с праздником поздравили заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко и Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков

Как отметил Дмитрий Чернышенко, 2021 год, объявленный Президентом Владимиром Путиным Годом науки и технологий, изменил отношение общества к ученым, образ исследователя стал более современным и привлекательным для молодых ребят. 

«Мы видим, что все больше молодых людей связывают свою жизнь с наукой. В российских университетах и научно-исследовательских институтах обучается свыше 87,7 тыс. аспирантов. Это почти на 3,5 тыс. больше, чем в предыдущем году. Правительство уделяет большое внимание вопросам поддержки. В прошлом году средства на свои фундаментальные научные исследования получили более 1,6 тыс. аспирантов, было поддержано 920 проектов. Также мы проводим работу по увеличению числа бюджетных мест. В этом году по направлениям аспирантуры планируется принять 17,5 тыс. человек. Это на тысячу больше, чем в 2021 году. Сейчас продолжается работа над актуализацией мер поддержки. По поручению Президента Владимира Путина будут созданы единые механизмы поощрения аспирантов, которые серьезно занимаются наукой и показывают результаты, работают в интересах регионов», — подчеркнул Дмитрий Чернышенко.

Вице-премьер отметил, что наиболее востребованными специальностями среди аспирантов являются «Экономика и управление», «Информатика и вычислительная техника», «Клиническая медицина»,  «Юриспруденция»,  «Образование и педагогические науки», а также «Биологические науки». 

«Я поздравляю всех, кто сейчас стоит в самом начале исследовательского пути. Желаю вам и дальше не сходить с него. Правительство приложит все усилия, чтобы сделать науку более привлекательной для молодых и энергичных кадров», — добавил вице-премьер

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, поздравляя молодых ученых с праздником, отметил, что аспирантура предоставляет возможность не только сделать первые шаги в исследовательской деятельности, но и поработать над собственными проектами, стать частью научного коллектива и получить первый опыт преподавания и наставничества. 

«Сегодня нам нужны молодые, талантливые и амбициозные ребята, которые будут смело идти к новому и расширять границы изученного. Мы ежегодно увеличиваем количество бюджетных мест в аспирантуре, чтобы предоставить большему числу студентов доступ к продолжению исследовательской деятельности. Всем аспирантам хочу пожелать научных свершений и упорства в достижении поставленных целей», — сказал Валерий Фальков.

Руководители российских вузов и научно-исследовательских организаций также обращают внимание на рост привлекательности аспирантуры за последние годы. Например, Уральский федеральный университет (УрФУ) в 2021 году принял по программам аспирантуры 322 человека — это на 10% больше, чем в 2019 году. При этом, по словам ректора УрФУ Виктора Кокшарова, аспирантуру в их вузе выбирают и выпускники многих других российских университетов: в прошлом году доля таких аспирантов составила 35%. 

«Наш вуз реализует проект целевой аспирантуры для сотрудников. Мы заключаем договор между университетом, аспирантом и научным руководителем. Участники программы защищают диссертацию и продолжают работать в вузе на педагогической или научной должности, а УрФУ выплачивает надбавку к зарплате, обеспечивает научные командировки и вознаграждения при защите диссертации. Кроме того, УрФУ успешно реализует инициативу выделения грантов на обучение в аспирантуре талантливым выпускникам вузов России и мира, поступающим на контрактной основе», — говорит Виктор Кокшаров.

Руководитель программы развития, первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова отмечает, что около трети поступивших в аспирантуру в их вуз — выпускники других образовательных учреждений, которые продолжили свои исследования в научных коллективах ИТМО и там же планируют защищать диссертации.

«Это выпускники со всей страны от Дальнего Востока до Калининграда. Они узнают о наших научных исследованиях и школах еще у себя в университетах во время участия в научных конференциях и симпозиумах, публикуясь по схожим темам. Создание таких академических связей — это тоже важная задача образования», — утверждает Дарья Козлова.

Ректор Российского технологического университета МИРЭА Станислав Кудж отмечает, что из года в год увеличивается как количество абитуриентов, подающих заявление, так и количество зачисленных на первый курс (в последние годы по некоторым направлениям подготовки конкурс возрос с 1,5 до 4 человек на место).

«В первую очередь это связано с увеличением количества выделяемых бюджетных мест: если 5 лет назад места выделялись только по техническим и химическим наукам, сейчас места выделяются также по педагогике, искусствоведению. Увеличивается набор аспирантов, обучающихся на платной основе, не прошедших по конкурсу на бюджет», — говорит он. 

По словам ректора Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского (ННГУ) Елены Загайновой, в Университете Лобачевского за последние годы возрасло количество аспирантов, специализирующихся в области естественных наук. 

«Это связано, во-первых, с повышенным вниманием государства к подготовке кадров высшей квалификации в точных, естественных и технических науках и, как следствие, увеличением числа бюджетных мест по данным направлениям, а во-вторых, с тем, что Университет Лобачевского создает благоприятные условия для молодежи. Основной фактор — это привлечение аспирантов к финансируемым научно-исследовательским проектам», — говорит Елена Загайнова. 

В Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ) количество бюджетных мест за последние пять лет выросло в 11 раз: если еще в 2017–2020 годах эта цифра составляла 5–6, то в 2021 году она выросла до 43, а контрольные цифры приема на 2023 год уже достигли 65. 

Рассказывая о росте привлекательности аспирантуры, ректор КГЭУ Эдвард Абдуллазянов упомянул изменения в законе об образовании, вступившие в силу в сентябре 2021 года. 

«На мой взгляд, изменения позволят организовать аспирантуру в каждой отдельно взятой образовательной или научной организации под ее запросы и требования. В конечном итоге будет  удобно и аспирантам, и их руководителям, которые смогут уделять больше времени именно науке. Для нашего вуза это хорошая возможность организовать как научную, так и научно-педагогическую аспирантуру», — подчеркивает ректор КГЭУ. 

По мнению директора Института молекулярной биологии РАН Софии Георгиевой, огромное влияние на желание молодежи продолжать карьеру ученого оказал Год науки и технологий. 

«Мы уверены, что количество желающих поступить в аспирантуру будет только увеличиваться. В 2020 году к нам поступило девять аспирантов, в  2021 — десять. Реальное же количество ребят, которые готовят в нашем институте диссертации, намного больше. Некоторые абитуриенты, особенно из ведущих вузов, в процессе поступления в аспирантуру переориентируются на соискательство, чтобы больше времени работать в лаборатории и меньше сил тратить на образовательные программы. Но с возвращением научной аспирантуры, скорее всего, эта практика останется в прошлом», — рассказывает София Георгиева. 

Директор Томского национального исследовательского медицинского центра РАН Вадим Степанов отмечает, что все больше молодых людей еще в школьные годы делают осознанный выбор своей научной траектории, выбирают интересующее направление и уже заранее ищут возможности для продолжения своего образования. 

«На этапе учебы в вузе многие приходят к нам на практику, знакомятся с научными направлениями, с работой наших лабораторий и затем поступают к нам в аспирантуру, где под руководством ведущих ученых центра присоединяются к серьезным научным исследованиям», — отметил он.

Перспективы учебы в аспирантуре видят для себя и молодые ученые. Учащийся Тюменского государственного университета (ТюмГУ), победитель всероссийского открытого конкурса стипендий Президента РФ для обучения за рубежом, стипендиат Президента и Правительства России, обладатель гранта Российского фонда фундаментальных исследований Юрий Денисенко говорит, что аспирантура стала для него мощным трамплином. 

«Без аспирантуры спустя четыре года я бы не имел текст диссертации и несколько статей, никакого научного обмена. Без поддержки государства, университета и различных фондов все это практически невозможно. В рамках аспирантуры я всегда получал хорошую стипендию, два раза стажировался в одном из самых крутых химических институтов Германии, получал грантовую поддержку. Все это позволило мне сделать свое исследование разноплановым и интересным, в котором заинтересован не только я, но мировое научное общество», — поделился аспирант четвертого года обучения. 

Напомним, что в декабре на Конгрессе молодых ученых была представлена дорожная карта по совершенствованию мер поддержки молодых исследователей. Документ учитывает задачи национального проекта «Наука и университеты», государственной программы «Научно-технологическое развитие РФ», проекта плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

Информация с сайта https://www.minobrnauki.gov.ru/

 

Об истории праздника

Дата празднования Международного дня аспиранта связана с выходом в свет документов Совнаркома РСФСР, регламентирующих систему подготовки научных работников. Назывались эти документы «Положения о научных работниках вузов» и «Инструкции о порядке подготовки научных работников при НИИ и ВУЗах по прикладным, точным и естественным наукам». Оба документа увидели свет 21 января 1925 года. Понятно, что со временем они подвергались пересмотру, корректировкам и дополнениям, однако, именно они определили основы системы подготовки научных работников в СССР.

Аспирантура фактически была учреждена этими документами, хотя первый шаг на пути её организации был сделан Наркомпросом ещё в 1923 году. Тогда своим Положением Народный комиссариат просвещения регламентировал возможность для отдельных студентов продолжения работы в институтах для подготовки их к дальнейшей научной и преподавательской деятельности в ВУЗах.

Дата 21 января 1925 года — была взята за основу при выборе даты празднования Дня аспиранта.

Аспирантура стала первым шагом на пути становления человека как будущего учёного. Это первая ступень научной карьеры, которая закладывает основы научных знаний, формирует специфику мышления будущего учёного и характер будущей научной деятельности! 

Отмечать праздник начали не так давно, в 2008 году. В научной среде получает всё большее распространение, набирая популярность, как среди аспирантов, так и среди преподавателей ВУЗов и НИИ.

Традиционно праздник отмечают в научной среде, приурочивая к нему кроме праздничных мероприятий ещё и научные семинары, конференции, выставки. Нередко в рамках празднования проходят награждения учёных.Интересным является и то совпадение, что праздник проходит фактически в преддверии Дня студента, отмечаемого 25 января. Ведь аспирант по сути — это недавний студент.

Поздравляем всех аспирантов энергоуниверситеа с праздником!

 

Об аспирантуре в Ивановском государственном энергетическом университе имени В.И.Ленина

На данный момент в ИГЭУ собучаются 40 аспирантов по следующим направлениям подготовки научно-педагогических кадров:

  • Информатика и вычислительная техника
  • Электро - и теплоэнергетика
  • Ядерная энергетика и технологии
  • Химическая технология
  • Управление в технических системах
  • Машиностоение
  • Экономика и управление

Подробную информацию о порядке поступления в аспирантуру можно найти на сайте ИГЭУ http://ispu.ru/taxonomy/term/266

Информация подготовлена пресс-службой ИГЭУ