Стратегическое развитие вуза: на что делают ставку ведущие университеты России через 10 лет

 

Не так давно были подведены итоги отбора вузов, ставших участниками программы «Приоритет 2030». Напомним, что это программа государственной поддержки и развития университетов, рассчитанная на 10 лет. Ее цель — повышение конкурентоспособности России в области образования, науки и технологий с помощью формирования 100+ прогрессивных университетов к 2030 году. С помощью каких вузовских проектов и инициатив планируется развивать экономику страны в ближайшие десять лет?..

Участие в программе предполагает два уровня грантовой поддержки: базовый и специальный. Базовую часть гранта — 100 млн рублей — получили более 100 вузов, а 46 из них — дополнительные специальные гранты на общую сумму 26 млрд рублей. Для крупного вуза 100 млн, выделяемые при получении базовой части,  — относительно небольшая сумма, но специальная часть гранта уже позволяет реализовывать проекты и продвигать собственные инициативы.

На основе чего происходил массовый отбор вузов-победителей и какие изменения ждут отрасль?

Сначала представим несколько общих идей.

Идея первая: вузы оказываются все больше погружены в условия рыночной среды и конкуренции, к чему не все они готовы. Даже формат «защиты» проектов за 5–7 минут свойственен скорее бизнес-сфере, чем академической отрасли. А это значит, что в вузах все больше будет усиливаться «предпринимательская линия», на которую в том числе работают различные вузовские бизнес-акселераторы и программа «Стартап как диплом».

Идея вторая: ориентация должна быть не только на государство как на основного заказчика. Сама оценочная комиссия ждала от участников программы более разнообразных проектов и свежего взгляда на свое развитие.  Практически все стратегии, представленные на конкурс, были ориентированы на участие в нацпроектах, госпрограммах, фронтальных стратегиях. Отсюда — множество близких по смыслу проектов: водородная энергетика, карбоновые полигоны. Все это говорит о том, что в основном вузы видят единственного донора — государство.

Идея третья: творческим вузам сложно конкурировать за господдержку со всеми остальными, но на государственном уровне им пытаются дать эту возможность. Так, в «Приоритете 2030» был выделен отдельный трек для творческих вузов.  Было отобрано 4 университета:  Российский институт театрального искусства ГИТИС, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова, Театральный институт им. Б. В. Щукина, Российская академия музыки им. Гнесиных. Все они заявляют модернизацию своих организаций: создание мультимедийных студий, развитие новых специальностей (таких как саунд-продюсирование и саунд-дизайн), а также движение в сторону большей индивидуализации образовательной траектории.

Идея четвертая: для эффективного развития сферы высшего образования имеющихся критериев и форматов уже недостаточно. Вузы получали поддержку не за уже реализованные проекты, а за программу их реализации в будущем. То есть оценивается идея — ее новизна, востребованность, проработанность. Само по себе это совсем не плохо, только уж сильно разнится с привычным форматом оценки учебного заведения по количеству публикаций, среднему баллу ЕГЭ, числу молодых ученых... Там, где количественные показатели не справляются, на смену им приходят качественные изменения.

Идея пятая: на вузы возлагают все большую ответственность за развитие экономики регионов. Об этом говорит даже выделенный отдельно трек «Территориальное/отраслевое лидерство», а также обозначение целей программы: «Ожидаемый результат — общий экономический эффект, который выразится в повышении производительности труда и сокращении затрат на производство за счет внедрения новых технологий и разработок, созданных на основе новых научных знаний». Добиваться его планируют за счет выстраивания вузами более тесных отношений с научными центрами и предприятиями реального сектора экономики и социальной сферы региона. 

Во многом именно поэтому проекты вузов, нацеленные на приоритетные для государства направления развития или перспективные для региона области разработок, и были высоко оценены комиссией.

Итак, на что делают ставку вузы России на ближайшие десять лет?

  • Усиливается «цифровая компонента» в образовательной и научной деятельности университета. Искусственный интеллект, большие данные, мультимедиа, цифровые сервисы, единая цифровая среда вуза и т. п. Вместе с тем усиливается востребованность такого направления, как кибербезопасность.
  • Тренд в области экологии и климатической обстановки, который уже многие поддержали, — создание центров декарбонизации и карбоновых полигонов, биоразлагаемых материалов.
  • В технической отрасли актуальной становится новая энергетика, в частности водородная, а также ядерная физика и физика экстремального состояния вещества, квантовая физика твердого тела и состояний вещества.
  • В инженерной сфере на первый план выходят разработки для космической индустрии, роботизация, машиностроение и приборостроение, создание беспилотного транспорта, а также все, что касается интеллектуальных материалов, полимеров и композитов, в том числе технологий их производства.
  • Отдельное направление — мегасайенс, в особенности лазерные и синхротронные технологии.
  • В аграрной сфере актуализируются вопросы, связанные с производством функциональных продуктов питания и производства отечественного посадочного материала.
  • В области медицины — создание реабилитационных центров, персонализированной медицины и лабораторий сна, использование роботов. В целом более 25% программ, представленных к защите на этапе отбора программы «Приоритет 2030», содержат базовые стратегические проекты, связанные с новейшей медициной, биомедициной или генетикой.
  • Еще новые направления, которым отводят значимое место в стратегии развития вузов на ближайшее время, — молодежная политика, урбанистика и развития инклюзивного образования.

Все эти проекты и направления объединяются в некие макротенденции:

  1. предпринимательство,
  2. максимальное привлечение студентов,
  3. индивидуализация и персонализация. 

В чем это выражается?.. Конкретный пример: КФУ им. Вернадского планирует создать центр студенческого агропредпринимательства и клинику персонализированной медицины — 3/3 тенденций в деле. 

Другой пример: Казанский федеральный университет планирует кратно увеличить коммерциализацию результатов научной деятельности и создавать ежегодно до 300 новых высокотехнологичных стартапов к 2030 году. Как можно добиться такого числа стартапов ежегодно даже для крупного вуза?.. Только активно  привлекая студентов.

Все эти тенденции и проекты соответствуют стремлению российской системы высшего образования к преобразованию нынешних университетов в университеты 3.0. Цель — создание предпринимательских вузов.

Для этого необходимо актуализировать и перечень программ обучения, оперативно реагировать на запросы рынка. В том числе поэтому заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко заявил, что в ближайшие 10 лет в вузах-участниках  программы «Приоритет 2030» будут открыты программы обучения по более чем 300 новым специальностям. 

Что получится в итоге? Ответить на этот вопрос полноценно получится через 10–15 лет, когда будут очевидны результаты действия программы. А пока что остается следить за трендами. 

И надеяться, что программа «Приоритет 2030» окажется более результативной, чем предыдущая программа «5-100».

 

Информация с сайта http://libinform.ru/