Хороший студент – грамотный студент

 

Язык есть дом бытия
М. Хайдеггер

 

В сентябре-октябре в нашем вузе прошло масштабное мероприятие − конкурс «Самый грамотный студент ИГЭУ». Он был направлен на укрепление позиции русского языка в высших учебных заведениях, на популяризацию идей необходимости изучения иностранных языков в современном поликультурном мире, важности качественного образования на русском языке среди иностранных граждан. Организаторы мероприятия – кафедра русского и французского языков, кафедра интенсивного изучения английского языка.

Студенты соревновались в четырех номинациях: «Русский язык», «Русский язык как иностранный», «Французский язык», «Английский язык». За звание «Самый грамотный» сражались около 350 бакалавров и магистрантов разных факультетов нашего вуза.

Номинация «Русский язык»

В общем зачете в номинации «Русский язык» победителем стала группа 35 электромеханического факультета. В индивидуальном зачете призовые места распределились следующим образом:

  • 1 место: Дмитрий Чижов (1-35),
  • 2 место: Дарья Желтова (1-35),
  • 3 место: Татьяна Юрицкая (1-26), Дмитрий Абросимов (1-11), Екатерина Загуменикова (1-52).

Чтобы определить победителей в этой номинации среди российских студен-тов, организаторы провели два тура. Участники должны были показать свою грамотность по орфографии и пунктуации, написав безошибочно диктант, текст которого был специально смоделирован для этого конкурса доцентом Д.Н. Зарубиной. Он включал базовые орфограммы и пунктограммы школьного курса русского языка. Очень приятно, что среди призеров оказались представители нескольких факультетов. Ребята очень старались написать текст достойно, не подвести свою школу, подтвердить свой балл по русскому языку на ЕГЭ. Когда организаторы попросили участников второго этапа указать, кто из учителей помог им стать грамотными, многие хотели указать нескольких учителей. Д.Н. Зарубиной запомнился момент, когда одна участница попросила, чтобы в случае ее победы благодарность получила ее мама, так как именно она больше всего вложила в нее знаний по русскому языку.

В этом году благодарностями администрации ИГЭУ и кафедры русского и французского языков за качественную подготовку выпускников по русскому языку были награждены учителя средней школы № 64 г. Иваново (1 место), средней школы № 35 г. Иваново (2 место), Православной средней школы Феодоровской иконы Божьей матери г. Иваново, гимназии № 1 г. Ярославля, Лухской средней школы (3 место)

Подводя итоги участия первокурсников в конкурсе, стоит еще раз задать вопрос: можем ли мы пренебрежительно относиться к тому, как знают родной язык наши студенты, и надо ли нам в стенах технического вуза драгоценное время выделять на изучение русского языка? Мы уверены, что непонимание важности знания родного языка для современного специалиста было бы глубочайшим заблуждением, ведущим к печальным последствиям. Если студент хорошо решает математические уравнения, но не может по-русски объяснить, каким путем он пришел к его решению на языке не математики, а на языке русском, это значит, что он не понимает, как это делал.

Номинация «Русский язык как иностранный»

Призерами в этой номинации стали:

  • 1 место: Коне Мамуру (1-53),
  • 2 место: Отуз Сапаров (1-2),
  • 3 место: Ардашер Сохибов (1-33).

Ребята представляют три страны − Мали, Туркменистан и Таджикистан.

Заведующая кафедрой РиФ Г.В. Токарева

 

Номинация «Французский язык»

В этом году в номинации «Французский язык» конкурс объединил бакалавров 1-3 курсов и магистрантов. Конкурсное задание (диктант) по теме «Paris» (Париж) позволило участникам не только продемонстрировать свои познания в лексике и грамматике, но и убедиться в правильности той страноведческой информации, которой они владеют. Тем не менее, при выполнении задания возникли и определенные трудности, которые большей частью были связаны с идентификацией на слух слов, имеющих омофоны или паронимы во французском языке: tant, carrefour, semblable. Неожиданно сложным для написания оказалось прилагательное intellectuel. Это дает повод студентам еще раз проанализировать сложности французского языка и поработать над ошибками.

Призерами в номинации «Французский язык» стали:

  • 1 место: Илья Кокулин (3-2),
  • 2 место: Егор Сударкин (3-2),
  • 3 место: Полина Суркова (1-33м).

Отрадно отметить, что наши победители не только самые грамотные студенты ИГЭУ по французскому языку, но и творческие личности. Они уже сумели проявить себя в «Европейском дне языков», с успехом выступив в номинациях «Презентация об иностранном языке» и «Песня на иностранном языке». Nos félicitations!

Доцент кафедры РиФ А.П. Шумакова

 

Номинация «Английский язык»

В рамках конкура по английскому языку студентам были предложены лексико-грамматические задания. Например, выберите правильный вариант ответа:

  1. I never (read) a story that (interest) me so much as the one I (read) last night.
  2. When we (go) to see them last night, they (play) chess, they (say) they (play) since six o'clock.

В содержание конкурсных заданий были включены вопросы, связанные с особенностями культур и традиций разных стран. Например, использование формул речевого этикета в англоязычной культуре:

1. Sorry to keep you waiting.

a) Don't say so.       b) Don't mention it.     c) That's OK.

2. Could you pass me the salt, please?

a) Yes, I could.        b) Yes, I will.      c) Here you are.

Студенты работали с текстом, в котором описывались некоторые традиции в культуре Японии:

It is often said that Japanese people, on average, live much longer than Europeans. To a large extend this must be due to the food most Japanese people eat since from the point of view of the life-style, life in modern Japan is no less stressful than ours in the west. The Japanese live on a diet largely made up of fish and rice. At lunch-time a typical Japanese family will consume at least twice as many vegetables as we do in Europe. In comparison with Europeans, the Japanese eat far less meat and fewer potatoes; at the same time, they eat seven times more fresh fish than we do which make their diet much healthier by far. It would be fair to say that, in general, the Japanese consume far less sugar than Europeans, though the modern Japanese – frequent visitors to Europe on business or for pleasure – are discovering the pleasures and dangers of western-style eating habits.

Призерами в номинации «Английский язык» стали:

  • 1 место: Даниил Шмелёв (1-41хх),
  • 2 место: Анастасия Куликова (1-41хх),
  • 3 место: Татьяна Любавина (1-41хх), Денис Зеневич (1-41х).

Заведующая кафедрой ИИАЯ С.Ю. Тюрина

 

Поздравляем победителей!

Благодарим всех студентов за участие в конкурсе.

 

Фотографии Н.А. Кудрявцевой и организаторов конкурса