Размышляя о Русской революции: круглый стол к 100-летию Великой Рссийской революции

 

Завершается юбилейный год Великой Российской революции. Позади многочисленные российские и зарубежные конференции , лекции и выставки, посвященные этому грандиозному событию ХХ века, перевернувшему жизнь миллионов людей в России, да и во всем мире. Но не утихает разговор о его смысле и историческом значении, о его полярных оценках и современниками тех революционных лет, и у живущими ныне исследователями – историками, философами, социологами, экономистами. Как раз об этом шла речь на «круглом столе» «Русские мыслители о русской революции 1917 года», состоявшемся 18 декабря в Гуманитарном центре ИГЭУ.

В этом разговоре приняли участие студенты электроэнергетического факультета и преподаватели кафедры истории и философии доцент Л.М. Максимова и профессор М.В. Максимов.

Хотелось бы, прежде всего, отметить, что сегодня уже трудно вспомнить время, когда студенты с таким интересом и вниманием относились к событиям отечественной истории. Но, как отметил один из участников «круглого стола», наше время удивительно созвучно той эпохе великих перемен, поэтому интерес к ней оправдан и вполне объясним. А понять суть этого события, его причины, особенности, значение и место в историческом процессе возможно не только при учете важнейших экономических, социально-политических и культурных предпосылок, но также, вникнув в многоголосие суждений, оценок и откликов современников – тех, кто пережил это роковое событие.

Во вступительном слове Л.М. Максимова отметила существование колоссального пласта литературы, посвященной революции , – художественных и философских сочинений, экономических, социологических и исторических исследований. И, как всякое большое событие, Российская революция по-разному воспринималась и оценивалась. Для Ивана Бунина она – «окаянные дни», для Дмитрия Мережковского – наступление «царства антихриста», но для тех, кто совершал революцию, она была прорывом к обществу справедливости, социального и политического равенства.

Безусловно, интереснейшим мыслителем, давшим глубокое философское осмысление русской революции, был Н.А. Бердяев, русский философ, один из пассажиров «философского парохода», по декрету Ленина высланный из Советской России в 1922 г.

Анализу концепции русской революции Н.А. Бердяева был посвящен доклад и презентация В.С. Павловой, студентки 2 курсы ЭЭФ. Основываясь на сочинениях философа «Судьба России» (1918), «Размышления о русской революции» (1924), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1938), докладчица представила слушателям взгляды Бердяева на причины, характер и специфику русской революции. Доклад сопровождался живым видеорядом, дающим яркое представление о жизненном пути, взглядах философа и его основных сочинениях.

Доклад вызвал значительный интерес. Вот некоторые вопросы, заданные слушателями: существовали ли, по Бердяеву, объективные причины революции, закономерна ли русская революция, в чем состоит ее специфика, была ли революция только разрушительной силой или она имела положительный смысл?

Ответы на эти вопросы вызвали дискуссию, в которой активное участие приняли студенты А. Сковородников, В. Зотов и др. В ходе обсуждения были выявлены представления Бердяева о решающих предпосылках революции – нерешенном аграрном вопросе, неудаче России в Первой мировой войне, исчерпавшей себя форме политической власти, какой была монархия, кризисе исторического христианства и Православной церкви.

М.В. Максимов обратил внимание на убежденность Н.А. Бердяева в том, что русская революция имела глубокий религиозный и национальный смысл, на то, что мыслитель пытался понять революцию в контексте всей истории России и русского народа. Было отмечено, что, по Бердяеву, победа большевиков в значительной степени обусловлена тем, что русский марксизм тождествен русскому национальному характеру.

В ходе развернувшейся дискуссии ее участники сопоставили взгляды на революцию таких выдающихся мыслителей, как И.А. Ильин, Г.П. Федотов, Д.С. Мережковский, Л.П. Карсавин, были выявлены глубокие расхождения в понимании исторического места и значения революции 1917 года для нашей страны.

Завершая обсуждение, М.В. Максимов отметил, что тема революции для нас всегда актуальна, а столетний юбилей, который мечтали отметить ее творцы, – лишь повод для поисков ответов на волнующие нас вопросы о судьбах нашей Родины.

Но в ИГЭУ есть еще один повод для размышлений на эту тему: наш университет но-сит имя выдающегося вождя революции – В.И. Ленина. Переживший революционную бурю, изгнанный из России, Н.А. Бердяев, один из пассажиров «философского парохода», в 1938 году дает такую характеристику Ленину:

«Ленин был типически русский человек. В его характерном, выразительном лице было что-то русско-монгольское. В характере Ленина были типически русские черты и не специально интеллигенции, а русского народа: простота, цельность, грубоватость, нелюбовь к прикрасам и к риторике, практичность мысли, склонность к нигилистическому цинизму на моральной основе. По некоторым чертам своим он напоминает тот же русский тип, который нашел себе гениальное выражение в Л. Толстом, хотя он не обладал сложностью внутренней жизни Толстого. Ленин сделан из одного куска, он монолитен. Роль Ленина есть замечательная демонстрация роли личности в исторических событиях. Ленин потому мог стать вождем революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом. В нем черты русского интеллигента-сектанта сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство. Он соединял в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачева, Желябова с чертами великих князей московских, Петра Великого и русских государственных деятелей деспотического типа. В этом оригинальность его физиономии. Ленин был революционер-максималист и государственный человек. Он соединял в себе предельный максимализм революционной идеи, тоталитарного революционного миросозерцания с гибкостью и оппортунизмом в средствах борьбы, в практической политике. Только такие люди успевают и побеждают. Он соединял в себе простоту, прямоту и нигилистический аскетизм с хитростью, почти с коварством. В Ленине не было ничего от революционной богемы, которой он терпеть не мог. В этом он противоположен таким людям, как Троцкий или Мартов, лидер левого крыла меньшевиков» .

Эта характеристика выдающейся личности дает возможность понять и объяснить историческое событие мирового масштаба, каким была Великая Российская революция 1917 года.

Проф. М.В. Максимов

Фотографии предоставлены М.В. Максимовым

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1  Мы писали об одной из международных конференций, состоявшейся в Лионе. См.: http://ispu.ru/node/16318  
2 О книгах, посвященных Русской революции, изданных в 2017 г. см.: http://ispu.ru/files/u2/Novye_knigi_o_revolyucii_Maksimovy_M.V._i_L.M.pdf 
3  Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955 г. – М.: Наука, 1990. – С. 94 – 95.