Подводя итоги: декада истории в энергоуниверситете

 

 

С 12 по 21 ноября студенты и преподаватели ИГЭУ могли принять участи в Декаде истории, проводимой кафедрой отечественной истории и культуры, библиотекой и гуманитарным центром ИГЭУ в рамках Года российской истории.
В эти дни в университете прошли самые разные мероприятия: встречи с известными учеными, просмотр и обсуждение фильмов, выставки литературы и многое другое.
Декада истории открылась 12 ноября презентацией учебного пособия к.и.н., доц. кафедры ОИиК Т.В. Королевой «Технологии развития исторической компетентности личности».  Пособие состоит из 2-х частей. Первая предназначена для преподавателей, вторая – для студентов. В первой части содержатся  теоретические аспекты инновационных образовательных технологий. Здесь представлена типология активных методов обучения, изложены их особенности, основные принципы, этапы и методики проведения интерактивных занятий, предложены варианты проведения «разминок», «рефлексий, описаны различные модели работы преподавателя с группой при подготовке и проведении активных занятий, рассмотрены различные возможные проблемы и пути их преодоления.
Во вторую, практическую часть пособия включены варианты методических разработок семинарских занятий по различным темам курса «Отечественная история»: от проблемы происхождения Древнерусского государства до событий 1917 года с использованием техник активного обучения. На презентации присутствовали проректор по ВР и СО Т.Б. Котлова, декан ФЭУ А.М. Карякин, коллеги с кафедр философии и общей экономической теории. Автору было задано много вопросов, высказаны рекомендации и пожелания. В целом учебно-методическое пособие Т.В. Королевой получило высокую оценку коллег.
Так получилось, что в Год российской истории преподаватели кафедры ОИиК издали несколько учебных пособий. В ходе Декады истории прошла презентация одного из них – учебного пособия зав.кафедрой ОИиК Г.А. Будник «История высшего образования и энергетической техники». Автор познакомила студентов, пришедших на мероприятие, с основным содержанием пособия. Студенты узнали происхождение слов «электричество», «инженер», «техника». Познакомились с основными этапами развития энергетики, судьбами выдающихся изобретателей и ученых, а также с интересными моментами в истории высшего образования: складывании университетских традиций в средневековой Западной Европе, трудностях обучения в России времен Петра Великого и др. Сейчас все желающие могут прочитать книгу Г.А. Будник в электронной библиотеке ИГЭУ или взять на абонементе.
«История ИГЭУ в судьбах его преподавателей и сотрудников». Под таким заголовком прошел просмотр документальных фильмов о профессоре В.М. Черкасском (1905 – 1998) и ректоре Ю.Б. Бородулине (1931 – 2007), созданных на Студии студенческого телевидения МГЭУ по инициативе и при участии В.Ю. Халтурина (1948 – 2011). Что значит быть Человеком и Инженером? Этот философский вопрос обсуждали студенты - участники просмотра фильмов. Жизнь и профессиональная деятельность героев фильмов являлась ярким примером добросовестного отношения к делу, честности, порядочности, бескорыстного служения Родине. «Эти люди были подлинными интеллигентами», - сказал один из студентов после просмотра фильмов.
15 ноября студенты группы 1-8 побывали в музее ИГЭУ на открытии выставки творческих работ студентов   «История семьи в истории страны». Подобные выставки, которые наш музей устраивает совместно с кафедрой отечественной истории и культуры, давно уже стали традицией, как и написание студентами-первокурсниками своих родословных при изучении курса отечественной истории. Однако в этом году в рамках декады истории в вузе открытие выставки сопровождалось презентацией электронной версии родословной В. И. Корольковой - одного из старейших работников нашего университета. Сейчас Валентина Ивановна трудится в музее ИГЭУ и, пожалуй, трудно найти человека, который знал бы историю ИЭИ-ИГЭУ лучше, чем она. Родословная В.И.Королевой необычна тем, что уже четыре поколения ее семьи связаны с энергетикой. Валентина Ивановна не случайно назвала свою презентацию: «Династия энергетиков: прошлое, настоящее, будущее…». В итоге студенты не просто получили информацию о том, как составлять историю семьи, но и познакомились с интересным человеком.
Другая встреча в музее ИГЭУ, в которой приняли участие студенты группы 1-5 (21 ноября), называлась «История ИГЭУ в судьбах преподавателей и сотрудников». Она была посвящена трем преподавателям, которые в разный период нашей истории внесли большой вклад в развитие ИЭИ-ИГЭУ и в подготовку кадров для отечественной энергетики. Это М.С. Масленников, М.И. Щепетильников и В.С. Каекин». В ноябре этого года Михаилу Сергеевичу Масленникову исполнилось бы 115 лет. Михаилу Ильичу Щепетильникову – 105, а Валентину Сергеевичу Каекину – 75. Работники нашего музея В.В.Таланова и В.И.Королькова очень интересно, эмоционально рассказали о жизни, работе в вузе М.С.Масленникова и М.И. Щепетильникове. Большой интерес вызвали воспоминания о В.С.Каекине доцента кафедры атомных электростанций А. Ю. Токова. Отметим, что Токов пришел на встречу со студентами не один, а с другими преподавателями. Чувствовалась, на кафедре с большим уважением и теплыми чувствами относятся к ее основателю и первому заведующему, чтят его память.
19 ноября участники студенческого научного исторического общества «Клио» провели заседание дискуссионного клуба «Клио» на тему «Какое будущее ждет Россию?», на которое был приглашен доцент, кандидат исторических наук А.В.Степанов (ИвГУ). Он рассказал студентам о современном положении России в мире. Лекция-беседа А.В. Степанова носила полемический характер, поэтому дебаты о проблемах в сельском хозяйстве, в высшем образовании, финансировании армии и полиции были бурными. Участие в дискуссии расширило исторический кругозор студентов, позволило им высказать свое мнение по актуальным проблемам, услышать мнение специалиста и своих однокурсников о происходящих в России процессах.
Библиотека ИГЭУ подготовила для преподавателей и студентов интересные тематические выставки литературы, посвященные важнейшим событиям российской истории, жизни и деятельности выдающихся ученых нашего вуза, истории кафедр ИГЭУ.
- Как это было… (к 95-летию Октябрьской революции 1917 года)
- Науке отданная жизнь (к 75-летию со дня рождения к.т.н., первого заведующего кафедрой атомных электростанций В.С. Каёкина)
- Кафедре систем управления – 50 лет!
Для курсантов ВК и УВЦ сотрудниками библиотеки была проведена лекция-беседа «Стратегия и тактика Отечественной войны 1812 года» (всего в цикле - 8 бесед). В беседе рассматривались вопросы подготовки к войне, её планирования и ведения. Тривиальной военной стратегии Наполеона, основанной на ведущей европейской военной доктрине генерального сражения с использованием численного превосходства сил, русский генералитет противопоставил новую стратегию планового отступления. Заранее подготовленные операционные линии, рациональное использование живой силы, "скифская война" - тактика выжженной земли, арьергардные бои, казачьи вылазки, скоординированные действия армии и партизанских отрядов, стратегия выдавливания противника на втором этапе войны, преемственность в стратегической линии при смене Главнокомандующего - эти и другие вопросы были освещены в лекции-беседе.
Информацию и фотографии предоставила кафедра ОиК