Как Россию сделать эффективным государством

 

 

Как Россию сделать эффективным государством
Айрат Еникеев
В рамках Европейской недели качества Уфу посетил директор Научного центра бенчмаркинга и совершенствования Ивановского государственного энергетического университета, специалист в области качества в сфере государственного и муниципального управления Дмитрий Маслов. В его плотном графике значились посещения министерств, вузов и предприятий республики, в том числе Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан. Лекция на тему «Развитие или пересмотр систем оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления» заинтересовала не только профессорско-преподавательский состав академии, но и государственных и муниципальных служащих. 
Присутствующие услышали о системе оценки качества государственного управления с помощью модели «Общей схемы оценки» (CAF), которая нашла применение в Латвии, Словении и впервые – в России, в Ивановской области.
Россия – государство неэффективное, и его следует совершенствовать, заявил господин Маслов в первых словах своего выступления. Последовавшая далее демонстрация схем, напоминавших скорее медицинские кардиограммы, должна была убедить присутствующих, что САF – это та самая «диагностика», которая поможет государственным служащим оценить, насколько правильное «лечение» они применяют. Более того, продолжая аналогию, уважаемый эксперт привел в качестве примера любопытное сравнение. Из практики своего отца-хирурга, безукоризненно выполнившего операцию,  после которой пациент ускоренно поправляется, но чувствует себя некомфортно, и его коллеги, допустившего несколько ошибок, повлекших за собой осложнения, однако больной ощущает себя здоровым.
Так вот, с точки зрения господина Маслова, современным представлениям о качестве соответствует второй случай. Ибо главное, с точки зрения высшего менеджмента, - это соответствие не правилам, нормам и стандартам, а тому, как оценивает твою работу потребитель. И неважно, какая марка шампуня качественней, важно, какая из них лучше и быстрее продается. Поэтому высокий менеджмент качества должен быть ориентирован, прежде всего, на требования гражданина-потребителя, в том числе и в государственном управлении. А представления о нормах и стандартах выносим за скобки, делает вывод докладчик.
Данный тезис вызвал в зале активную дискуссию, потому что, нужно заметить, в плотно набитой аудитории, судя по  реакции, присутствовали в большинстве своем профессионалы. Их компетентные замечания превратили встречу из довольно лапидарного выступления в живую интересную беседу.