26 февраля состоялось заседание, получившее название «Энергетические войны». В нём приняло участие 8 человек. Докладывал Антон.
Ни для кого не секрет, что большинство современных войн имело своей целью установление контроля над ресурсами, а также лишение такого контроля конкурентов. Так арабская весна лишила Китай поставок энергоносителей из Африки, а война в Ираке – из Азии. Знания о наличии, темпах добычи, а также рынках сбыта энергоресурсов могут помочь в предсказании будущих конфликтов.
Не менее важно прослеживать динамику потребления отдельных ресурсов. Так доля древесины/травы в мировом энергобалансе за 70 лет упала с 20% до 0%, в то время как аналогичный показатель для нефти вырос с 15% до 36%. В настоящее время основными энергоресурсами можно назвать следующие: нефть (36%), газ (25%), уголь (23%), атомная (12%) и гидроэнергия (5%).
Антон рассмотрел эти ресурсы по отдельности, разделив страны-добытчики ресурса и страны-потребители. Выяснилось, что в случае каждого ресурса списки стран практически идентичны. Большинство энергоносителей добывается в России, Канаде и странах Ближнего Востока, а потребляется странами ЕС, США и Китаем.
Также в ходе обсуждения выяснилось, что при оценке запасов и составлении рейтингов показатели России стабильно занижаются – фактически не учитываются резервы. В то же время для Венесуэлы учтена, в том числе, тяжёлая нефть, добыча которой осложнена, а показатели Саудовской Аравии не меняются десятилетиями при высоком уровне добычи и отсутствии сообщений об открытии новых месторождений.
Был также поднят вопрос о сланцах – сумеют ли они перевернуть существующую энергетическую картину мира? В ходе дискуссии выяснилось, что не смогут, ведь энергозатраты на их добычу превосходят аналогичные показатели для традиционных ресурсов почти на порядок. То есть, добывать сланцы имеет смысл только там, где они будут потребляться. Любые расходы на транспортировку приведут к неконкурентоспособности данного вида ресурсов. Более того, современные способы добычи сланцев требуют наличия больших количеств воды и химикатов, а их последствия негативно сказываются на экологии: отравление почвы и воды, возможна сейсмическая активность при гидроразрыве пластов.
Заседание прошло в достаточно спокойной форме, так как имело информативный характер.